Министр образования много говорила об ответственности местных властей за ход реформы, от которой нарвитяне не ждут ничего хорошего

0
169
Министр образования Кристина Каллас
Министр образования Кристина Каллас призвала больше думать не об интересах увольняемых учителей, а об интересах детей, в то время как нарвитяне говорили в основном именно о детях. Фото: Роман Викулов

Министр образования и науки ЭР Кристина Каллас, почти год занимающая этот пост, встретилась с нарвитянами, чтобы ответить на их вопросы в связи с переходом на эстонский язык обучения, который должен начаться 1 сентября. Нарвитяне были настроены в целом крайне пессемистично, министр — оптимистично, во всех проблемах виня заранее местных руководителей, которые на встречу не пришли.

Мероприятие в нарвском колледже ТУ было заявлено как «встреча министра с родителями», но в нем участвовали и работники нарвских школ, пытающиеся разобраться, что их ждет в новых условиях. Были активны те учителя, которые соответствуют требованиям по языку, но видят много препятствий для безболезненной реализации реформы, а голоса тех сотен педагогов, которых ждет увольнение по незнанию эстонского на нужные категории, не прозвучали. Они уже ни на какие послабления не надеются. Министр в Нарве уже который раз подтвердила, что их не будет ни в отношении преподавательского состава, ни в отношении сроков реформы и ее содержания. Кристина Каллас много говорила об ответственности самих школ, местных самоуправлений за то, чтобы все шло по намеченному плану, не раз подчеркивая, что вмешиваться в происходящее в муниципальных школах министерство не имеет ни возможности, ни права, а там просто должны соблюсти закон.

- Реклама -

Руководители Нарвы на встрече с министром отсутствовали. Не было ни мэра города Яана Тоотса, ни вице-мэра по вопросам образования Мессурме Писаревой, ни руководителя Отдела культуры, управляющего городской системой образования, Ларисы Дегель. Присутствовавшая оппозиционный депутат и бывший мэр Катри Райк отметила ненормальность такой ситуации.

Несмотря на то, что многие профессионалы говорят, что без специальных пособий, учебников преподавать в школах на эстонском детям, для которых он не родной, нормально не получится, у государства нет никаких планов такие материалы выпускать.

«Учебные материалы, учебники, рабочие тетради будут те же самые, с которыми работают эстоноязычные школы. Например, учебник математики будет тот же, но для учителей подготовят методические пособия, как его использовать для обучения детей, чьим первым языком является не эстонский», — сказала Каллас.

Согласно плану, с 1 сентября только на эстонском преподавание будет идти в 1-х и 4-х классах, и, по словам министра, учителя во всех школах для этого есть, найдутся, это не станет проблемой.

При том, что к идее полного перехода на эстонский именно в первых классах нарвитяне относятся сравнительно спокойно, уверенность государственных руководителей в том, что все сложится относительно благополучно и в четвертых, не вызывает понимания, ни в чем не убеждает.
Присутствовавшие на встрече говорили о том, что эстонский нарвские дети постигают крайне плохо, то есть после трех лет обучения в школе по-старому они совершенно не готовы к тому, чтобы на четвертый учиться только на нем.

С этим в целом соглашалась и Кристина Каллас, говоря, что осваивание академических знаний и в первых, и четвертых классах будет происходить медленнее, а полное прохождение курсов многих предметов будет отложено, чтобы сначала сконцентрироваться на языке, но все будет, по ее мнению, нормально к определенным моментам. Она уверена, что к концу 4 класса начинающие учиться только на эстонском первоклассники получат полный багаж необходимых знаний, а четвероклассники, забуксовав в новом учебном году на какое-то время на усиленном изучении эстонского, все-таки также уверенно во всех смыслах двинутся дальше.

«В первый год большее внимание будет уделяться эстонскому языку, чтобы потом дать все знания по той же математике. Во втором классе — больше, чем обычно, в третьем — еще больше», — сказала Кристина Каллас, указывая на то, что учителей уже обучают методике преподавания по-новому. Привела в пример своих собственных детей, которые, конечно, специально не изучали эстонский.

«У меня трое детей, и все они начали говорить на трех языках по-разному. Старший сын к пяти годам ни одним языком корректно не владел, путал все три, и только потом начал их разделять. Дочка в 2.5 года уже довольно четко отделяла один язык от другого. Все очень индивидуально, бывает очень по-разному. Если у вашего ребенка возникнет путаница в голове, языки начнут смешиваться, то это абсолютно нормально, как и нормально то, если ребенок просто замолчит, не будет говорить в школе по-эстонски в какой-то момент вообще», — уверяла Каллас.

Нарвитяне говорили министру о том, что из-за наказаний плохими оценками за неуспехи в эстонском зачастую у детей рано рождается негативное отношение к нему, «до слез», а в целом плохие успехи в государственном языке они объясняют несовершенством преподавания, ограниченными возможностями. Сравнивают с английским, с которым у детей все складывается не в пример благополучнее. Неудовлетворительными подходами к обучению эстонскому, психологическим барьером они объясняют озвученную министром статистику, согласно которой менее половины выпускников 9 классов русских школ сдают эстонский на B1, достаточно скромную языковую категорию, уровень «может понять что-то несложное, и объясниться простыми фразами по простым темам».

Родителей в какой-то степени вдохновила появлявшаяся ранее в прессе информация, что при переходе на эстонский учителя будут избегать негативных оценок, а домашних заданий до 4-6 классов задавать не станут. Но Кристина Каллас сказала, что у министерства, у государственной власти нет никакой возможности заставить школы отказаться от «двоек», а без домашних заданий в любом случае никак. Она подчеркнула, правда, что обязанность обучения детей, преподавания нового материала является обязанностью школы, на родителей ее перекладывать не собираются, что вызвало полное непонимание родителей, так или иначе помогающих детям освоить то, что ими еще не освоено, то, что они не вынесли с уроков.

По поводу системы оценок отметила, что это вотчина школы, и в каждой отдельной из них решают, как регулировать этот вопрос.
«Вообще, если учитель профессионал, то не может быть «двоек» за объективные трудности в процессе осваивания языка», — поделилась Кристина Каллас своим мнением, которое является именно что ни к чему не обязывающим школы мнением.

Родители сообщали министру, что по факту за плохие успехи в эстонском, по меньше мере, в отдельных школах и в начальных классах сейчас наказывают жестко. И в то же время выражали беспокойство по поводу того, что на места увольняемых опытных педагогов придут люди, не имеющие нужной квалификации, но обладающие «С1», то есть именно профессионалами в сфере образования не являющиеся.
С кадровой проблемой, а только в Нарве в ходе реформы замена может потребоваться сотням педагогов, у родителей связаны многие страхи, а, точнее говоря, во многих случаях у них есть уверенность, что дети многое потеряют, а, прежде всего, даже не знания, а сам интерес к учебе.

В том, что только Нарве увольнение грозит примерно пятидесяти спецпедагогам, в том числе логопедам, люди видят нерешаемую проблему.

Когда Кристину Каллас, побывавшую в нарвских школах, спросили о ситуации в городских детсадах, она сказала, что с ней не знакома, а как раз там 1 сентября ожидаются самые большие проблемы, хорошего решения для которых нет. Ведь с нового учебного года все группы разом должны перейти на эстонский, а где искать полноценную замену не соответствующим языковым требованиям учителям, совершенно непонятно. То есть понятно, что все места могут быть заполнены только при привлечении очень большой доли непрофессионалов.

Многие участники встречи прямо говорили о том, что реформа не подготовлена, базы для нее, прежде всего кадров, нет, а утверждение, что квалифицированных учителей сегодня не хватает в Эстонии не только в связи с переходом на эстонский, а не хватает в принципе, в большинстве самоуправлений, не является для них утешением.

Нарвитяне ждут от реформы множество проблем
Нарвитяне ждут от реформы множество проблем, большинство из которых можно назвать нерешаемыми. Фото: Роман Викулов

Особое беспокойство у одной из участниц встречи вызывает судьба сложных детей, с проблемами поведения, самыми разными диагнозами, гиперактивностью, агрессивностью. Она уверена, что они не исцелятся, как по мановению волшебной палочки, эстонским, который сам по себе не решает и все ключевые образовательные задачи.

Кристина Каллас подчеркнула, что реформу не готовила, это было сделано до нее, много говорила об ответственности местных самоуправлений. В них, в том числе в Нарве, скоро будут активно критиковать именно государственную власть, обвинять во всех проблемах, связанных с переходом, являвшимся политическим решением, не учитывающим реальное положение вещей в сфере образования. Отсутствие представителей нарвской власти на встрече не оставило в этом сомнений.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяДК «Ругодив»: заколдованное место. Кто же соответствует строгим требованиям взыскательной избирательной комиссии?
Следующая статьяНарвитяне неделями страдают от повышенного содержания сероводорода в воздухе
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии