Кая Каллас будет и дальше оправдывать все проблемы войной и использовать ее для решения политических задач

0
257
Кая Каллас, партия реформ
Коллаж

Как журналист я, конечно, более-менее внимательно наблюдаю за тем, что пишут коллеги, за новостной картиной каждого дня. Возможно, не более внимательно, чем многие из вас, так как, опять же в силу профессиональной привычки, когда в целом понятно, что происходит у нас в республике, что может происходить с учетом всех вводных, не стараюсь ухватить каждую деталь, и иногда что-то важное все-таки пропускаю, то есть узнаю не очень оперативно.

- Реклама -
Роман Викулов
Роман Викулов. Журналист газеты «Город»

И вот когда в последние дни стали попадаться новости о том, что у нас, оказывается, очень серьезный экономический кризис, а министр финансов Март Вырклаэв, самый непопулярный министр в правительстве, еще менее любимый населением, чем премьер Кая Каллас, во вторник сказал, что «состояние госбюджета сверхсложное», я понял, что самое важное проходит мимо, надо наверстывать. Почитал целенаправленно, что в начале марта писали о кризисе, и понял, что все это связано с подведением больших печальных итогов прошлого года, констатацией факта, что негативные тенденции сохраняются, а просвета не видно.

Спад экономики в последнем квартале 2023-го превысил спад в предыдущем. В целом она откатилась на уровень трехлетней давности, сокращаются объёмы производства, транспортных перевозок, а, например, потребление в Эстонии за год упало на 8 процентов, что создало огромные проблемы не только предприятиям розничной торговли и сферы услуг. Вообще, все очень грустно, а специалисты говорят, что последний настолько разрушительный кризис в эстонской экономике был 15 лет назад, совпав с общемировым. По уровню инфляции в феврале Эстония была второй в ЕС, уступив пальму первенства только Хорватии, но дело не только в инфляции, в диком росте цен — с экономикой в целом все очень плохо.

Вырклаэв сообщает о дыре в бюджете объемом 400 миллионов евро, констатируя, что за счет сокращений расходов по министерствам удастся восполнить менее половины дефицита, и выражая надежду на то, что спасением станет новый налог — на гособорону, введение которого, по его словам, надо обсудить при активном участии общественности. Но мы уже примерно представляем, каким будет итог этих обсуждений, а точнее говоря, вряд ли можем сомневаться в том, что независимо от этого итога правительство в очередной раз сделает то, что хочет правительство.

Очень показательно то, что палочку-выручалочку для внутренней экономики правительство видит сейчас именно в налоге на оборону.

Премьер-министр давно сделала войну своей основной темой, раздражая многих эстоноземельцев фирменной риторикой, когда она говорит о чем бы то ни было, обязательно вспоминая о войне, да так, будто она идет у нас, предлагая дальше затягивать пояса по разным поводам, объясняя войной отсутствие денег на что бы то ни было. Нет, не говорит прямо, что Эстония находится в состоянии войны, но это всегда как будто подразумевается. Так ее слышат. Нежелание правительства, его главы, погрузиться в местные проблемы, сделать их решение приоритетной задачей раздражает немалую долю именно эстоноземельцев, а не только эстонских русских, вопреки навязываемому опять же политиками мнению. Очень многим эстонцам эти постоянные ссылки на войну как на объяснение всего представляются манипуляцией, удобным способом уходить от ответственности, от обязанности серьезно заниматься внутренними кризисами, не только в экономике, а в той же системе образования, например.

Когда Эстония праздновала День независимости премьер-министр Каллас и президент Карис произнесли очень примечательные речи, которые я хотел прокомментировать для вас, уважаемые читатели, в прошлом номере, но потом все-таки передумал, так как они не были совсем неожиданными, а тем более что-то меняющими.

Неожиданным было разве что то, что перед речью президента Кая Каллас выразила надежду на то, что «глава государства постарается снять тревогу в обществе, вызванную войной». Это было с ее стороны немного цинично, так как большую часть собственного высказывания по случаю праздника она посвятила именно войне. Говорила о ней с самого начала большого текста и до конца, с небольшими отвлечениями, не очень существенными. О текущей ситуации в экономике, разумеется, не сказала ничего, а в целом, высказываясь по этой теме ограничившись утверждением, что «зеленая революция станет символом нашего успеха».

Алар Карис же как будто в пику Каллас сказал много и об актуальных экономических проблемах, а главное о том, как они бьют по простым жителям. Говорил, конечно, о войне, о поддержке Украины, об угрозах для безопасности Эстонии, но начал разговор с того, что именно развитие системы образования — залог успеха ЭР, «образование — наша сила». Всю первую треть своего выступления президент посвятил образованию, проблемам, вызовам, принципиальному значению благополучия этой сферы для многих других, и даже вернулся к этой теме под конец.
Вдохновляющая, приближенная к реальности речь. Обычная в этом смысле для президента, который в отличии от правительства не пытается удержаться прямо сейчас у власти.

Близость войны политически очень важна для Каи Каллас. Я не знаю, как с этим вообще можно спорить.

Пару недель назад в трех районах Таллинна, Ласнамяэ, Мустамяэ и Ыйсмяэ, эстонские художницы Estookin и Ребека Парбус реализовали проект «Мгновение». Заказали размещение баннеров с чрезвычайно реалистичными изображениями как будто разрушенных в результате ракетной атаки или в результате попадания снарядов таллиннских домов — рядом с этими самыми домами, на традиционных рекламных площадках. При этом сделали это анонимно, не снабдив плакаты никакими подписями, никакой вообще информацией. Художницы хотели своей шокирующей акцией показать людям, что война ближе, чем кажется, и закрывать на нее глаза нельзя.

Я вызвал неудовольствие многих, когда писал в Facebook, что многие не знающие подробностей обыватели наверняка принимают «выставку», а авторы называют это именно «выставкой», не за то, чем она является. А, например, и, прежде всего, за проект власти хотя бы потому, что люди не раз видели на тех же местах и политическую рекламу, и социальную, заказанную государственными структурами.

Невротизация населения на теме войны выгодна правительству. Ну, мы же видим, как Кая Каллас использовала ее для решения политических задач, использует и как собирается использовать.

Кажется, что идея лишить граждан России права участия в местных выборах, что безусловно усилило бы позиции, в частности, реформистов в муниципалитетах республики, все-таки может быть реализована в ближайшем будущем. Сама Каллас недавно сказала, что такой план становится реалистичным. Для этого нужно будет изменить Конституцию, что хотят сделать решением Рийгикогу, для принятия которого нужны голоса двух третей депутатов парламента, а инициировать его могут четыре пятых членов депутатского корпуса. Новые возможности открыло бегство многих парламентариев-центристов в другие партии.

Чтобы добиться этого успеха Кая Каллас и другие заинтересованные во временном (пока идет война) ограничении избирательного права тех, кто за них точно не голосует, само собой, будут еще много говорить о том, какую угрозу представляют российский граждане, имеющие постоянный вид на жительство в Эстонии, игнорируя реальное положение вещей, все риски, которые несет такая риторика и отстранение большой части общества от формирования власти на местом уровне.

Главный риск, конечно, в том, что многие российские граждане, русские в целом, уже чувствуют свою оторванность от жизни Эстонии, а таким образом разрыв можно только усугубить. Если людям не дадут выбирать местных представителей, то и власть на местах станет совсем чуждой, не своей. Много, много от этого может быть негативного, но есть очень отчетливый политический интерес, который, возможно, опять все перевесит.

Меня будут опять упрекать в том, что я, якобы, предлагаю игнорировать факт войны в Европе, лью воду не на ту мельницу. Нет, не предлагаю, не лью, но выражаю мнение тех, кто считает, что нельзя войной определять всё течение жизни в Эстонии, не должна быть прикрытием и обоснованием для любых решений.

Сам я очень большой пессимист в отношении войны в Украине, которая уже давно, но теперь со всей определенностью превратилась в позиционную, окопную, подобную той, что была на Западном фронте Первой мировой. О том, что всё будет очень долго оставаться примерно вот так, как сейчас, говорят очень многие эксперты, которых цитировать тут, конечно, не буду. Конца войны не видно, что ужасно, само собой. И тут мне сложно подобрать подходящую формулировку, но пусть будет такая: очень плохо и то, что со ссылкой на войну политики могут сделать ещё много того, что пойдет во вред Эстонии.

Нет, конечно, возможности тут подробно поговорить о том, какими вообще разными являются живущие в Эстонии граждане России, и какими разными бывают граждане Эстонии. Да, наверняка, это и не требуется — вы сами знаете, что гражданство не определяет взглядов, тем более в ситуации, когда от российского гражданства в пользу эстонского отказаться по-прежнему невозможно.

Напоследок, вернувшись к экономике, поделюсь радостной новостью этой среды — «Средняя зарплата в Эстонии превысила 1900 евро». Да, тут было много горькой иронии — все мы знаем, как это выглядит из Нарвы.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяЯмочный ремонт дорог начинается
Следующая статья«Никаких отсрочек в законе не предусмотрено»: кто будет учить наших детей?
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии