Кая Калласс, вероятно, сможет представить президенту новое правительство только в начале следующей недели. В первый же день заседания нового созыва Рийгикогу оппозиция, что называется, показала зубы, и исполняющая обязанности главы правительства Кая Каллас не успела получить у Рийгикогу мандат на формирование нового кабинета министров из-за большого количества вопросов. У общества тоже возникли вопросы по обнародованному в субботу коалиционному соглашению.
Коалиционное соглашение между победившей на выборах Партией реформ, социал-демократами и новичками «Ээсти 200» подействовало как ушат холодной воды на избирателя. Внезапно (даже для партнера по коалиции, партии «Ээсти 200») оказалось, что дела в экономике государства идут далеко неблестяще, а утвержденный в конце прошлого года государственный бюджет (прошло всего четыре месяца!) требуется «в срочном порядке» урезать. При этом называются цифры порядка миллиарда евро. Для решения проблем новая коалиция предложила план, призванный сбалансировать бюджет за четыре года. Согласно этому плану в течение двух-трех лет повышается налог с оборота (как сообщается, временно) и подоходный налог, снимаются льготы для предприятий и разные социальные «плюшки» для населения, урезаются инвестиционные расходы, в том числе, на ремонт дорог. Все министры обязаны будут сократить расходы в своих областях, высшее бесплатное образование в нынешнем виде тоже исчезнет. Планируется отменить бесплатный транспорт и ввести налог на автомобили с тем, чтобы достигнуть неких климатических целей (читай: чтобы люди меньше пользовались автомобилями). Звучит логично, не правда ли? Только что принятый закон о повышении пособий для многодетных семей будет пересмотрен в сторону урезания (напомню, реформисты и социал-демократы в декабре голосовали «за» принятие повышения пособий). При этом на государственную оборону будет выделяться по 3% национального ВВП в течение четырех лет, к которым добавятся расходы на размещение союзников.
В коалиционном соглашении есть ещё немало пунктов, вызывающих вопросы как у бизнеса, так и у населения – от запрета на разработку новых сланцевых шахт до узаконивания однополых браков. Действительно, на фоне экономического кризиса отвлекающие маневры «заходят» неплохо: обывателю будет о чем поспорить за чашкой чая. Не все же правительство обсуждать, не правда ли?
«Читайте по губам»
Многие пользователи соцсетей сразу вспомнили, что VAT в 2021 году поднимали с 18% до 20% тоже «временно», а автомобильный налог «запрятан» в акцизе на топливо. Кае Каллас также же припомнили инфочас в Рийгикогу 26 октября 2022 года, когда она, будучи премьер-министром заявила: «Поскольку вы понимаете только простые предложения, позвольте мне повторить и читайте по губам: налоги не вырастут. Точка. Было слишком сложно? Налоги не увеличатся. Точка». Сейчас она объясняет эти слова тем, что говорила о тогдашнем правительстве, но стенограмма заседания помнит, что вопрос Хелле-Мооники Хельме был таким: «Скажите, пожалуйста, прямо, будет ли Партия реформ официально повышать налоги в стране, и будут ли введены налоги на недвижимость и автомобили? Полагаю, что перед предстоящими выборами было бы очень важно, если бы вы сказали об этом прямо, чтобы люди знали».
Уже в среду, 12 апреля, совокупный четырехнедельный рейтинг Партии реформ, получившей на выборах в Рийгикогу 31,2% поддержки, упал до 26,3% (по данным рейтинга Norstat по заказу Института социальных исследований). Политологи заговорили о том, что есть сомнения в долгосрочном правлении созданной коалиции. И все это на фоне снижения экономического прогноза для Эстонии от Еврокомиссии до 0,1%.
Будет интересно посмотреть, чем нынешняя коалиция запомнится, и как о ней напишут в учебниках истории.
Несмотря на заявления победителей выборов о намерении проводить политику, направленную на снижение неравенства и риска бедности, и на сбалансированное региональное развитие в Эстонии, инвестировать в образование и увеличить доходную базу местных самоуправлений, оппозиционные силы, а затем и многие предприниматели сошлись на мысли, что программа нового правительства ударит по самым бедным и нанесет вред эстонской экономике. На этом фоне депутат нового созыва Рийгикогу А. Чаплыгин прямо пишет: «Например, в конце минувшего года правительство выделило 110 миллионов евро на повышение зарплат государственных чиновников. Их доходы вырастут на 10%, а в общем их содержание обойдётся налогоплательщикам в 1,1 миллиарда евро. Сумма огромная для нашей маленькой страны. Впрочем, и число чиновников у нас неадекватно велико: в Германии, например, один бюрократ обслуживает 163 налогоплательщика, а в Эстонии — всего 52. То есть наш чиновник работает втрое менее эффективно, чем его германский коллега». Словом, как говорил небезызвестный эстонский политик, «умирать надо вовремя».
Ограничить или сразу лишить?
Отдельной темой можно считать пляски с бубнами вокруг темы лишения российских и белорусских граждан права голоса на муниципальных выборах. Новая коалиция твердо заявила, что намерена сделать это, если для достижения цели не придется менять Конституцию Эстонии. Разумеется, что лишение избирательного права проживающих в Эстонии граждан России и Беларуси обосновывается необходимостью заботы о безопасности государства. Но на муниципальных выборах решаются вопросы совсем другого порядка, нежели сфера государственной безопасности. В первую очередь, здесь просматривается желание победителей зачистить площадку от политических конкурентов, которые получают голоса людей, иногда имеющих точку зрения, отличную от «генеральной». Спустя день Калласс уже заявляет в интервью на телеканале ETV: «Мы не идем отбирать это право голоса на местных выборах у российских и белорусских граждан. Мы говорим о его приостановке на время войны». По мнению экспертов, это сделать проще, чем лишить прав совсем. Не могу не задаться вопросом, насколько хорошо нынешнее поколение политиков знает историю собственной страны и помнит ли события 1934 года?