Новый директор Нарвского музея Мария Сморжевских-Смирнова (на фото) планирует показать нарвитянам то, что давно скрыто в музейных запасниках, а также собирается работать над созданием музея истории Нарвы, который, по ее мнению, надо разместить не в Домике Петра и не в здании Художественной галереи.
Победившая в конкурсе на место директора Нарвского музея Мария Сморжевских-Смирнова в феврале приступила к исполнению своих обязанностей и о первых днях работы в этой должности говорит восторженно. Знакомство с сотрудниками музея, его коллекцией, возможностями и потенциалом учреждения вдохновляют молодого амбициозного директора, надеющуюся сделать очень многое за 5 лет, на которые с ней заключен договор.
Мария Сморжевских-Смирнова отмечает, что сотрудники музея – большие профессионалы своего дела, а коллекция – уникальна. «Впечатления – самые вдохновляющие, самые радостные. Будем намечать с руководителями всех отделов план дальнейшего развития», — говорит Сморжевских-Смирнова.
Одним из первых нововведений нового директора будет годовой билет в музей, по цене двух посещений, дающий возможность приходить в музей в любое время, на любую выставку или мероприятие в Северном дворе.
«В свое время годовые билеты были, они нужны обязательно. Надо сделать так, чтобы музей стал для горожан излюбленным местом, в котором люди всех возрастов проводили бы свой досуг, не так часто, как на дачах, но все-таки», — сообщает Сморжевских-Смирнова.
— Очень многие нарвитяне переживают по поводу того, что львиная доля экспонатов Нарвского музея десятилетиями не покидает запасники, и мечтают о том, чтобы это богатство стало доступно для обозрения. Будет ли в этом плане что-то меняться?
— То, что в запасниках хранится 95, а порою 98 процентов экспонатов, это особенность всех музейных собраний, — обращает внимание новый руководитель Нарвского музея. – Ограниченность площадей для демонстрации коллекций – это обычное дело. Но, конечно, я понимаю желание нарвитян увидеть больше, а поэтому в самое ближайшее время мы будем разрабатывать новую выставочную стратегию. Все-таки в башне «Длинный Герман» есть очень много площадок, которые занимаются гостевыми выставками. Желание других музеев представить себя, конечно, нормально, но для таких выставок хотелось бы найти другое место, а в «Длинном Германе» сконцентрироваться на экспозициях, посвященных разным историческим периодам жизни города, истории крепости, истории гарнизона, находившегося на ее территории.
— В последние годы нередко обсуждался вопрос целесообразности сохранения Художественной галереи в ее нынешнем виде. Из-за того, что она привлекает сравнительно мало посетителей, ее предлагали закрыть, перенести коллекцию в Нарвский замок, а в здании галереи создать, например, городской краеведческий музей. Как вы относитесь к этой идее?
— Все-таки Художественную галерею хочется оставить именно «художественной», и знакомить нарвитян с изобразительным искусством, коллекцией Лаврецова, прежде всего, именно там. Нарвский исторический музей, охватывающий все эпохи, в том числе пока не представленный период с петровского времени по двадцатый век, советское время, безусловно, нужен. Но для городского исторического музея еще предстоит найти подходящее место, и, возможно, решение этого вопроса займет больше пяти лет.
— Домик Петра, в котором в 19 веке был открыт первый нарвский исторический музей, в скором времени, вероятно, будет восстановлен. Нарвский музей собирается претендовать на управление этим зданием, и не считаете ли вы, что музей истории города надо воссоздать именно там?
— Я думаю, что Домик Петра достоин самостоятельной экспозиции, посвященной смене эпох – от шведской к имперской, тем более что нам есть, что показывать, а места там также будет немного. Тут важно еще то, что часть экспонатов первого нарвского музея сейчас находятся в других эстонских музеев, и есть смысл собрать рассеянное.
— Прошлым летом открылась новая постоянная интерактивная экспозиция в отреставрированном восточном флигеле замка, что стало большим шагом вперед. Но Нарвский замок по-прежнему проигрывает в интерактивности ракверескому, больше похожему на парк развлечений. Нужно ли Нарве соперничать на этом поле с Раквере?
— Мы разные по масштабам, и спектр направлений развития Нарве надо делать более широким. Конечно, те, кто создал формат, в котором работает замок Раквере — это большие молодцы, но мы не можем идти только этим путем. Хотя бы потому, что на территории Нарвского замка проводится огромное количество мероприятий, в том числе государственного уровня, для которых минизоопарк, например, был бы не самым удачным соседством. Конечно, я сторонница развития интерактивной деятельности. В частности, хочется привнести новые элементы в работу музейного ресторана, устраивая историко-гастрономические туры в 17-18 века. Надеюсь, они начнутся уже будущим летом.
— На своей странице в Facebook вы написали на прошлой неделе, что проехались с завхозом по Нарве и посмотрели на принадлежащую музею недвижимость, поразившись обилию и размерам этих участков земли. Не считаете ли, что музей мог бы продать что-то из своих угодий, чтобы вложить средства в развитие каких-то проектов?
— Это же не просто земля, а историческое наследие, и очень сложно себе представить там какие-то коммерческие проекты, которые одобрил бы Департамент охраны памятников старины. Кроме того, для музеев, как правило, актуальна задача, напротив, расширения своих площадей, чтобы было место для хранения коллекций, для реализации каких-то идей. В той же Художественной галерее большое пространство занимают запасники, а любой музей надеется на постоянное пополнение коллекции.
— В последние годы вы жили в Таллинне, но сами из Нарвы, ваша мама (ныне покойная Татьяна Заруцких, являвшаяся директором Пяхклимяэской гимназии, депутатом горсобрания, — прим. авт.) известна многим нарвитянам. Вы сейчас именно вернулись в Нарву, будете жить здесь постоянно?
— Буду проводить здесь большую часть времени, у меня есть квартира в центре города, в пяти минутах ходьбы от замка. Для меня жизнь между Нарвой и Таллинном – это вопрос логистики, то есть того, как организовать все оптимально, а это несложно. Чувствую себя нарвитянкой, город родным, в котором жила с четырех лет. Но с Таллинном не буду прекращать контакты по разным причинам и вижу в этом только плюсы, так как в числе прочего общение со столичными коллегами очень важно. Эстония совсем небольшая страна, а поезда ходят исправно.