В Нарвском колледже Тартуского университета прошла пресс-конференция, посвященная вакцинации от коронавируса, в которой приняли участие в числе прочих министр здоровья и труда Танель Кийк и руководитель Ляэне-Таллиннской центральной больницы Аркадий Попов.
Платить за вакцинацию людям не будут
Официальные лица убеждали население Ида-Вирумаа, что вакцинация имеющимися препаратами является на данный момент единственным эффективным средством противодействия распространению коронавирусу в Эстонии. Заверяли, что только она поможет избежать региональных ограничений, в том числе на Северо-Востоке, где пока процент согласившихся вакцинироваться является самым низким в стране.
В то же время, министр Кийк, отвечая на вопросы, отметил, что за вакцинацию людям в Эстонии никто платить не собирается, но какую-то систему поддержки вакцинированных можно было ввести.
«Например, можно было бы давать вакцинированным в случае заболевания коронавирусом 100-процентный больничный с первого дня, а не вакцинированным — позже», — сказал Кийк.
Помогают пережить дельта-штамм легко
Одним из тормозящих вакцинацию факторов является неверие существенной части населения в то, что использующиеся сейчас в Эстонии вакцины эффективно защищают от нового, но уже ставшего доминирующим дельта-штамма коронавируса. Многие высказывают мнение, что новые штаммы требуют новых вакцин, а имеющиеся против них бесполезны.
Доктор Попов убеждает, что это большое заблуждение.
«Эффективность использующихся вакцин в отношении дельта-штамма является довольно высокой, а, самое главное, они очень существенно снижают риски тяжелого течения заболевания», — говорит Попов. Он признает, что риск заразиться дельта-штаммом у вакцинированных выше (примерно в полтора раза), чем в случае предыдущего, британского штамма, который в свою очередь был в полтора раза заразнее предшественника. В то же время вероятность тяжелого течения болезни находится на том же, очень низком уровне, подчеркивает доктор Попов.
По его словам, никто сейчас не может сказать, как вирус Covid-19 будет развиваться дальше, как он будет дальше адаптироваться к условиям окружающей среды, человеческого организма.
«Он постоянно ищет новые возможности для себя продолжать жить и циркулировать. Именно поэтому он настолько опасен, привел к пандемии. Мы должны исходить из сегодняшних реалий, опираться на здравый смысл. Если закрытия границ, новых ограничений мы можем избежать здесь и сейчас, используя вакцинацию имеющимися препаратами, я уверен, что это правильный выбор. В вакцинированной стране любой новый штамм не имеет шансов на широкое распространение, а с единичными вспышками мы справимся», — рассуждает Аркадий Попов.
По его информации, разработка новых вакцин, направленных именно на дельта-штамм, а также другие новые штаммы уже идет.
«Фармацевтические компании, само собой, заинтересованы в том, чтобы их препараты были более актуальны и эффективны. Конечно, это палка о двух концах: вирус тоже старается быть все более эффективным. Но отмечу особо еще раз: уже сегодня, с помощью тех препаратов, что у нас есть, мы можем избежать того, чтобы 9 из 10 человек, которые без прививок оказались бы на больничных койках, на них не попали», — указывает Попов.
Умер от вакцины только один эстоноземелец
Статистика случаев осложнений от вакцинирования сама по себе мало о чем говорит. Например, у 1.2 процента вакцинированных препаратом AstraZeneca, у 0.23 процента вакцинированных Pfizer осложнения были, но какую долю среди них составляют тяжелые случаи, непонятно. «Город» попросил доктора Попова прокомментировать эти данные, сообщить, прежде всего, сколько людей умерло в результате вакцинирования.
«В Эстонии зафиксирован всего один случай со смертельным исходом – умер 35-летний мужчина в результате аутоиммунной реакции на вакцинацию, тромбоцитопении. По статистике, при применении AstraZeneca один такой случай приходится на 100 тысяч, а риски касаются молодых людей, до 50 лет. Это печально, но эта смерть в Эстонии вписывается в общемировую статистику. В целом осложнения фиксируются после обращения людей к врачам, но те или иные побочные эффекты, например, болезненность в месте укола, общее недомогание, повышенная температура или тошнота, встречаются чаще, чем у каждого десятого, но все благополучно проходит, — говорит доктор Попов. – При этом у 1.5 процента пациентов, страдающих коронавирусом, болезнь приводит к тромбозам. То есть риски несоизмеримы».
Грозит ли Ида-Вирумаа персональный локдаун?
Отвечая на вопрос «Города» о том, насколько вероятно то, что в случае, если заболеваемость коронавирусом этой осенью будет в наиболее слабо вакцинированном Ида-Вирумаа гораздо выше, чем в других уездах Эстонии, здесь введут отдельные ограничения, министр Кийк не дал оценки степени такого риска.
В то же время он сказал, что очень надеется на то, что такого не произойдет. «Мы очень хотим, чтобы охват вакцинацией был выше и ни в каких регионах не пришлось бы вводить ограничения. Если будут вакцинированы 70 процентов взрослых жителей всех уездов, возможно, возникнут какие-то очаги, из-за массовых мероприятий, например, но существенно они на уровень заболеваемости, надеемся, не повлияют. Было бы очень обидно, если бы ограничения ввели только в Ида-Вирумаа, например, ведь здесь и так высокая безработица, экономически сложная ситуация. Будем работать над тем, чтобы оптимизировать вакцинацию», — сказал министр здоровья и труда.