Распределение городского финансирования между четырьмя нарвскими некоммерческими организациями, занимающимися бездомными животными, вызвало бурные споры в ходе обсуждения депутатами городского бюджета на 2021 год, став самым ярким моментом последней сессии Нарвского горсобрания.
Кому-то произошедшее могло показаться комичным и не слишком заслуживающим внимания казусом, но на самом деле это очень важный вопрос, поскольку он заставляет задуматься о самом принципе финансирования городом некоммерческих организаций, создаваемых по частной инициативе для помощи людям или животным, оказавшимся в беде.
Поставим вопрос шире – обязан ли город и как именно помогать всем НКО?
Принимая бюджет Нарвы на 2021 год, большинство депутатов проголосовало за то, чтобы разделить 12 000 евро (которые изначально планировалось отдать одному НКО – Narva Kassituba) поровну между четырьмя нарвскими организациями, занимающимися отловом бездомных животных и поиском для них новых хозяев.
Сторонники идеи выделить НКО Narva Kassituba всю сумму, запланированную проектом решения горуправы, указывали на то, что там содержится до трехсот кошек, в то время как в других приютах их на порядок меньше.
Однако организации Narva Hüljatud Loomad, Narva kasside SOS и Neli Käppa хотя и получили по 3000 евро, как и Kassituba, не могут смириться с прозвучавшими резкими заявлениями в свой адрес со стороны некоторых депутатов и требуют от них извинений. Больше всего их задели не соответствующие действительности утверждения, что среди них есть те, кто занимается коммерческой деятельностью, разводя кошек и торгуя ими. Что кошек в их приютах содержится совсем немного, больных и старых туда не берут, а уменьшение числа бездомных животных на улицах города за последние годы – якобы заслуга исключительно НКО Narva Kassituba.
«Сотрудничая между собой, при помощи волонтеров и неравнодушных жителей города за последние 5 лет тремя организациями с городских улиц и прилегающих дачных районов было спасено свыше 3000 кошек», – указывают НКО в своем совместном обращении (его можно прочитать здесь) к общественности и депутатскому корпусу, отвечая подробно и на другие высказывания депутатов Л. Олениной, В. Тарахтина и М. Стальнухина.
Будут извинения или нет – наверное, важный вопрос, но не настолько важный как тот, насколько справедливым было распределение городских денег на поддержку работы с бездомными животными, которую осуществляет так называемый третий сектор – некоммерческие организации, объединяющие неравнодушных людей.
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые тратят свои силы и время, чтобы помочь другим. Эти люди достойны восхищения! Отрадно, что их становится всё больше, гражданская активность у нас растет, и самым обездоленным помогают не только государство и местные власти, но и те, кто живет рядом.
Но есть, по моему мнению, одно «но». Сама суть гражданских инициатив заключается в том, что люди организуются, чтобы решать важные с их точки зрения задачи, опираясь на те ресурсы, на которые они могут с той или иной степенью уверенности рассчитывать. На собственные силы, на поддержку других неравнодушных людей, в том числе денежными пожертвованиями, на то, что благодаря эффективной и качественной работе авторитет организации и ее возможности будут расти.
Финансирование из городского бюджета не является тем гарантированным источником средств, на который НКО могут всегда и безусловно рассчитывать. Бывает до слез обидно, когда некая организация с очень важным направлением деятельности оказывается в ситуации безденежья, на грани закрытия и называет причиной произошедшего равнодушие властей, не давших денег.
Не скажу, что власти не виноваты во всех таких ситуациях, но никто не может рассчитывать на постоянную поддержку от города, однажды получив ее. Еще более важно то, что человек, берущийся по велению своего сердца помогать другим, не должен считать, что на этом основании кто-то, тот же муниципалитет, ему автоматически становится обязан, оплачивая благотворительную деятельность. Так подающий милостыню не должен ждать за это награды.
Мэр города Катри Райк сообщила, что история с распределением средств среди вышеназванных четырех НКО заставила ее детальнее рассмотреть, сколько в каком приюте содержится кошек. Но, несомненно, важнее не то, сколько кошек содержится в приюте и ждет своего счастливого часа, а то, сколько животных обретают новый дом. Именно это является главным показателем эффективности работы, ведь через маленький приют может проходить не меньше животных, чем через большой.
Еще сложнее сравнивать качество услуги по поиску новых хозяев, отслеживанию дальнейшей судьбы животных и оказанию им медицинских услуг. Необходимо учесть много разных показателей, собрать их воедино и адекватно взвесить вклад каждого НКО, оценив точной суммой. Поэтому распределение денег между организациями одной направленности стопроцентно справедливым образом – это несбыточная мечта. Всегда найдутся те, кого оценили незаслуженно низко или наоборот.
С этим необходимо смириться и рассчитывать больше на себя, чем на милость города. Кроме того, не секрет, что скоро будет построен и начнет свою работу городской приют для животных. Новый мэр Катри Райк беспокоится по поводу того, как будет организована его работа, ведь, по ее мнению, предыдущая власть мало думала, как ее наладить, и возможно ли вообще существование муниципального приюта. В любом случае он появится, и все бюджетные средства для работы с бездомными животными могут быть направлены исключительно туда.
После этого перестанут ли неравнодушные люди, любящие животных, помогать тем из них, кто остался без хозяина? Перестанут ли другие неравнодушные люди поддерживать такие НКО? Конечно же, нет. Очень хочется в это верить, а также в то, что благотворительностью у нас так или иначе будет заниматься с каждым годом все больше людей, как это принято в развитых, процветающих обществах.