Нарва в ожидании снятия введенных из-за пандемии коронавируса суровых ограничений, чтобы вновь забурлить обычной активной жизнью.
О том, каким будет выход из условий изоляции и как жилось, еженедельник «Город» побеседовал с руководителем нарвской некоммерческой организации Lapsele oma kodu Наталией Умаровой.
— Наталия, наконец наступило время постепенной отмены ограничений — ваш Центр к этому готов?
— Мы законопослушные люди и ждем распоряжения правительства приступить к работе в обычном режиме. После введения чрезвычайного положения, как и многие, мы работали в удаленной форме с помощью компьютера, по скайпу проводили видеоконференции и обучение, то есть все это делали через электронную среду. Так что в условиях карантина, мы сложа руки не сидели, работы у нас, как и всегда, было много.
Но, поскольку в Эстонии началось постепенное послабление ограничений, мы уже на этой неделе начали (а на следующей полностью закончим) соответствующую подготовку нашего Центра к приему людей. Поскольку для меня, как руководителя, важно прежде всего здоровье наших клиентов и, естественно, сотрудников Центра, при этом мы должны тщательно продумать и осуществить все необходимые меры безопасности.
— Что же это за меры?
— Работа с людьми у нас ведется в кабинетах, поэтому мы обеспечим обязательное расстояние 2 метра при консультациях, для чего будет нанесена специальная разметка и указатели. Каждый, приходящий к нам человек, будет получать маску, и каждый специалист в центре тоже будет ее носить. Плюс ко всему обязательная обработка рук в каждом кабинете и дезинфекционная обработка поверхностей во всех помещениях.
Вся эта техническая работа организуется и проводится сейчас с учетом того, что в нашем Центре бывает достаточно много людей, и меры предосторожности необходимы для обеспечения их безопасности и защиты здоровья наших сотрудников.
Понятно, что пока Нарву большая опасность заражения миновала и больных у нас практически нет — но береженого Бог бережет, и поэтому мы очень серьезно подходим к принятию таких мер.
— И чем же вы займетесь?
— У нас продолжится обучение, и мы будем делать большой набор на подготовку консультантов по вопросам опыта, потому что в реабилитационных командах таких специалистов остро не хватает.
— А что это за специалисты?
— Консультирование по вопросам опыта — это обмен знаниями и опытом и/или консультирование людей с похожим опытом и предоставление эмоциональной, социальной и/или практической поддержки на основе своего опыта.
Например, когда человек перенес тяжелое заболевание и смог вернуться к нормальной жизни, он может, основываясь на своем личном опыте, понять и помочь другому человеку, попавшему в такую тяжелую ситуацию, выбираться из нее.
Предоставление услуг по консультированию по опыту облегчает общение между людьми в трудных жизненных ситуациях и их близкими, смягчает сложные ситуации и способствует созданию сетей поддержки для людей с подобным опытом.
У нас также подготовлен и утвержден поддержанный Фондом азартных игр большой проект лекционно-тренингового курса повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов (на 128 часов и 20 человек) обучения для социальных работников и социальных педагогов. Потребность в таком обучении велика, и это показывает следующий факт — в пятницу, на прошлой неделе мы дали эту информацию по социальным учреждениям и школам, а по состоянию дел на понедельник, то есть за выходные, уже зарегистрировались 15 человек со всей Эстонии! Это социальные педагоги Нарвы, Йыхви, Силламяэ, Раквере, Таллинн, которые будут ездить в наш город на эти курсы.
Предполагаю, что будет полный набор, а если желающих окажется более 20 человек, то будем думать, что с этим делать и как расширить проект.
— А силы и возможности для этого есть?
— Недавно наш Центр подтвердил свою лицензию на образование — нас проверяли и эту проверку мы очень хорошо прошли. Я очень рада и благодарна своим коллегам-специалистам за то, что мы все это сделали. У нашего Центра подобран сильный лекторский состав. И мы по-прежнему живем интересной и полезной для общества жизнью.
— Какими направлениями занимается сейчас Lapsele oma kodu?
— Одним из направлений деятельности Центра остается обучение, второе — это социальная реабилитация, а третье — трудовая реабилитация. И, безусловно, еще — множество разных проектов, которые мы написали и подали, пока были на «удаленке». Теперь ждем решения по ним.
Мы, конечно, немного переживаем, что у нас затормозился замечательный проект с участием некоммерческой нарвской молодежной организации VitaTiim и псковского Центра семьи. Мы уже набрали следующую группу и должны были ехать во Псков, но вот с такой ситуацией не получилось. Надеюсь, что все это скоро закончится, и мы продолжим свою работу с коллегами.
— У Lapsele oma kodu ведь большой юбилей в этом году?
— Да, мы очень готовились к 25-летнему юбилею Центра в сентябре этого года. Но думаю, что его тоже придется сдвигать на более поздний срок, ведь из-за закрытия границ к нам не смогут приехать много приглашенных друзей, живущих в других странах. Но не будем загадывать, время покажет.
— Какие задумки и планы на близкое будущее?
— Я пришла к выводу, что одной из самых больших проблем у нас школьная ситуация, потому что есть тревожная информация о сложностях взаимопонимания учителей и родителей. И часто бывает так, что если родителей вызывают в школу по поводу их ребенка, то они идут к учителю как на войну. И учитель его встречает с тем же настроением, потому что каждый из них находится в состоянии защиты, заранее настроенный отстаивать именно свою позицию.
Поэтому, я думаю, одним из следующих наших проектов будет курс обучения основам умения социального контакта для учителей русскоязычных школ по Эстонии.
— Многие сейчас говорят и пишут, что дистанционная работа удобней и легче — а как у вас?
— В условиях «удаленки» работать для нас, конечно же, намного сложнее. Мы ведь работаем с людьми, и во время прямого живого общения, лицом к лицу, ты всегда стараешься найти эмоциональный контакт, чтобы понять состояние человека. И человеку при личном общении гораздо проще слушать и понимать тебя.
По телефону это тоже всегда пытаешься это сделать, но тут все гораздо сложнее. Например, в самом начале изоляции, когда было наиболее тяжелое время адаптации к новым условиям, первые полторы-две недели, несколько клиентов звонили и плакали, что нельзя пообщаться с нами напрямую. Приходилось их успокаивать, утешать, что все это скоро закончится и всячески стараться снять это психологическое напряжение.
Да курсы вести по интернету, в скайпе тоже довольно тяжело, что подтверждают и другие мои коллеги. Особенно когда рассматриваются сложные темы, всегда хочется понимать эмоциональное состояние своей аудитории, людей из группы, чтобы находить нужные образы, слова и так далее.
Но, я хочу сказать, что в результате мы все неплохо справились и я очень благодарна и нашим клиентам, и людям, которые у нас учатся, за их выдержку и понимание. Все будет хорошо!
И еще хочу сказать — очень приятно, что нарвитяне прислушались к доводам по мерам безопасности, в большинстве своем их соблюдали. И мы все это вместе выдержали!
Желаю всем крепкого здоровья и успехов!