Знакомьтесь – Иво Пости, родом из Тарту, с 14 июля 2015 года начал работать в Нарвском музее руководителем научного отдела. В настоящее время он исполняет обязанности директора Нарвского музея.
Иво Пости был назначен временно исполняющим обязанности директора музея в 2017 году всего на три месяца, пока члены совета учреждения пытались определиться с кандидатурой нового директора. Неудачные попытки (из-за разногласий между входящими в совет представителями города Нарва и представителями министерства культуры) найти нового директора привели к тому, что в качестве временного решения в феврале 2018 года Иво Пости был назначен на должность главы Нарвского музея.
За время его руководства судя по всему, кипящие нарвские музейные страсти сошли на нет, обостренные взаимоотношения руководства Нарвского музея и депутатов Нарвы угасли, и отношения перешли на нормальные деловые рельсы. В конце марта следующего года полномочия Иво Пости заканчиваются, предстоят новые выборы директора.
Сегодня Иво Пости рассказывает еженедельнику «Город» о том, что интересного происходит в жизни Нарвского музея.
– Иво, можно сейчас сказать, что конфликт вокруг Нарвского музея погашен?
– Да, сейчас никаких проблем с городом у нас нет. Мы спокойно сотрудничаем безо всяких сложностей. Музей работает, развивается.
– Я бы сказал, более того – судя по последней информации, именно Вам удалось предложить решение довольно острой проблемы – дальнейшей судьбы знаменитого макета Нарвы Федора Шанцына?
– Думаю, сейчас мы идем к благополучному разрешению этой непростой ситуации. Примерно месяц назад, когда обсуждение судьбы макета Шанцына было в самом разгаре, все перессорились и было много разных мнений, я сделал предложение собрать в музее небольшой «круглый стол», пригласил и депутатов правящей фракции, и оппозиции, членов управы. Мы поговорили о том, что можно сделать. Я думаю, в таких ситуациях «круглый стол» всегда лучше, потому что, когда все стоят по своим углам и кричат, никто никого не слышит, и в этом нет ничего хорошего для решения проблемы. А если сесть и спокойно потолковать, решение всегда найдется.
– И оно нашлось – а какое?
– Когда мы стали общаться, я предложил обсудить вот что – по-моему, самая большая проблема заключалась в том, что никто не знает, какая часть макета кому на самом деле принадлежит. С какого времени и в каких процентах это собственность города, а в каких – мастера Шанцына. Проблема неразрешимая, надо ведь каждой стороне доказывать право на свою часть. И, чтобы ее снять, я предложил отдать весь макет Нарвскому музею. Ведь именно у нас есть знания, как с ним дальше работать, расширять, реставрировать, сохранить – он ведь существует уже лет 15, да и все перемещения даром не прошли и так далее. И у нас есть знания, как делать правильные экспозиции, потому что мы с ними работаем каждый день. В том числе и с виртуальными.
– Вас услышали?
– Да, я увидел, что людям, от которых зависит принятие решений, этот вариант нравится, они поняли, что это самое хорошее решение. Основываясь на их поддержке, я от имени Нарвского музея отправил ходатайство городу Нарва, чтобы нам передали городскую часть этого макета. И депутаты должны решить на своем заседании, надо это сделать, или нет. Надеюсь, что на сессии в декабре будет вынесено решение – поручить городской управе Нарвы оформить передачу музею городской части макета.
– А что с той частью, которая принадлежит Федору Шанцыну?
– С ним у нас тоже есть предварительная договоренность – он согласился отдать свою часть музею. И я надеюсь уже к концу января или в феврале весь собранный заново макет выставить в полном объеме. А уже потом, примерно через полгода, сделаем нормальную, оформленную по всем правилам экспозицию.
– И где же вы ее выставите?
– У нас сейчас есть три возможных варианта, которые можно рассмотреть – предложение торгового центра «Астри», помещения бывшего Кренгольма (фирма «Нарва Гейт») и бывшего мебельного комбината (фирма «Накро»). Нарвский музей предполагает обратиться за помощью в оценке этих возможностей к куратору будущей экспозиции, который работал в музее Тартуского университета, специалисту по большим музейным выставочным объектам – Майро Ряяску.
– Но ведь макет еще надо вновь собрать?
– Федор Шанцын уверяет, что это можно сделать за месяц.
– И если городское собрание Нарвы примет положительное решение, Шанцын тоже, то юридически макет станет собственностью Нарвского музея, сняв тем самым все спорные моменты?
– Да, он перейдет в фонд музея. И тогда уже музей будет полностью отвечать за его сохранность, развитие, экспозицию и так далее.
– А Федор станет штатным сотрудником музея?
– Мы сделали ему такое предложение, и он согласился. Это хорошо, лично я вижу, что макет и Шанцын – это одно целое, Федор должен продолжать свое дело. Конечно, мы должны договориться, до каких пределов, потому что это может быть бесконечным. Но он уже сказал мне, что там есть логичное завершение. И у него же еще начато очень хорошее дело – макет по проекту возрождения Нарвы сталинского времени, которому не суждено было реализоваться. Еще есть у него задумка сделать макет старого Кренгольма, и продолжить создание макетов всех нарвских церквей, и так далее. У нас в музее всем этим он сможет спокойно заниматься.