С Центристской партией совсем все плохо. Нарвские центристы сейчас стоят на развилке

0
246
Ратас Нарва коллаж
Коллаж: Эдуард Зенчик / wikipedia.org, Riigikogu arhiiv

Юри Ратас покинул Центристскую партию, чтобы присоединиться к Isamaa. Новость, которая была ожидаемой, широко обсуждают, так как она касается, прежде всего, судьбы партии, которую он совсем недавно возглавлял. Центристы обвиняют Ратаса в предательстве соратников ради сиюминутных личных интересов. Что им еще остается делать? А интересы его самого, конечно, не сиюминутны.

- Реклама -
Роман Викулов
Роман Викулов. Журналист газеты «Город»

Ратас еще совсем молод, ему 45 лет, чтобы и дальше связывать свое политическое будущее с партией, которая, если и останется парламентской (не факт), то никогда не сможет реализовать свои политические обещания. Во всяком случае те, благодаря которым будет иметь шанс попасть в Рийгикогу, преодолеть 5-процентный барьер.

Юри Ратас был искренен, когда сказал на пресс-конференции, на которой объявил о своем переходе к конкурентам: «Вера в то, что Центристская партия сможет реализовать программные позиции, исчезла».

Был бы Ратас искренен, когда говорил именно о вступлении в Isamaa, то обязательно отметил бы, что это самая популярная партия сегодня, а в конце добавил бы: «А куда мне еще идти? Не в реформисты же, ну серьезно.»

При этом Ратас — большой политик, с опытом премьерства, возможно, желающий когда-нибудь снова возглавить правительство ЭР, лет через 15, например. Теоретически Юри Ратас может заниматься активной политикой еще лет 30, если не больше, а потом оставаясь публичным лицом, встретить старость, например, в президентском кресле. В ЦП это все уже просто нереально, там все становится только хуже, а на деградирующем предприятии, руководство которого отрицает проблемы, успешные менеджеры не работают.
Серьезные проблемы недавно отрицал заместитель председателя ЦП, мэр Нарвы Яан Тоотс, говоря, что партия движется дальше по намеченному курсу, и нет причин для беспокойства.

Конечно, Ратас сориентировался по поводу своего будущего уже давно, специалист его уровня не может быть не силен в долговременном планировании.

Это новая реальность, непривычная, но Ратас — прежде всего, менеджер, хороший организатор, главным свойством которого является умение работать с большим коллективом. Возглавить ЦП после Сависаара, строившего партию под себя, и не провалить дело — великое организаторское достижение. Понятно, что кризис начался с того момента, когда «Железный Эдгар» в 2016 году покинул пост председателя, а совсем юный Юри Ратас пришел ему на смену, но признаки упадка стали заметны только к концу десятилетия. Сдавал он партию минувшей осенью победившему на выборах председателя Михаилу Кылварту в более-менее терпимом, удовлетворительном состоянии, эта машина еще ездила. Уже при нынешнем руководителе пошла череда серьезных поломок, все посыпалось, баланс между эстонским и русскими крыльями нарушился, лидеры-эстонцы строем пошли сдавать партбилеты. Выход из партии Ратаса был только вопросом времени, а нужный момент он подгадал, разумеется, к выборам в Европарламент, покидая партию не только ради того, чтобы получить шанс оказаться в кресле евродепутата. Выборы туда важнее ему как хороший старт новой политической истории, продолжительной игры, в которой он мастер.

Юри Ратас — первый эстонский премьер-министр в прошлом, многолетний лидер партии, который поменял партию. Вряд ли можно сомневаться в том, что он знает, что делает, а тем более не стоит думать, что все это он затеял ради шанса на билет лотереи, призом которой является место в Еропарламенте на пять лет.

Об уровне его продуманности, эффективности как политика говорит, например, то, что перед выборами в Рийгикогу 2019 года, он, будучи премьером, был гораздо более популярен, чем потенциальные претенденты на это место от других партий. Посмотрите, что сейчас происходит с рейтингом Каи Каллас, хотя с момента выборов не прошло еще и года.

Разговор о смене партии Ратасом — это, прежде всего, про карьерные перспективы, конечно, про выбор правильного пути в правильный момент. Партийная идеология тут несущественна, только мешает. Важнее близость старейших эстонских партий, Центристской и Isaamaa, человеческие связи в эстонской политической элите.

Идеология Центристской партии — это отдельная тема, действительно несущественная, а суть реальной политики ЦП, конечно, важнее, и она исчерпывающе объясняется названием партии — это амбиция стоять в центре между русской и эстонской частью населения, быть компромиссной партией и для тех, и для других. Для больших масс людей, не придерживающихся твердых, выверенных позиций по всем вопросам, например, образования, культуры, социальной сферы, политики безопасности, готовых на многие компромиссы, но ради того, чтобы что-то важное для них претворялось в жизнь. Готовых закрывать глаза на то, что какие-то звучащие десятилетиями обещания при любых комбинациях в правительстве остаются только обещаниями.

В ЦП говорят, что избиратель не простит Ратасу его закидоны, очевидно надеясь на то, что его избиратели останутся с ними, но тут все сложно. Какая-то часть останется, какая-то уйдет. Извините за такую дурацкую, то есть максимально общую формулировку, но проверить уровень поддержки Ратаса на выборах в Европарламент нам помогут только результаты выборов в Европарламент. Социологические опросы до момента голосования будут фиксировать только положение дел на пути к этой очередной вершине, и, как всегда, не очень-то точно.

Нам в Нарве, конечно, важнее всего не будущее Ратаса, бог-то с ним, а будущее ЦП, в свете того, что городская власть у нас опять центристская.

Конечно, не правы те, кто предрекает партии уход с большой политической арены, развал, ликвидацию. Никуда она не денется, и разговоры о ее расколе, отделении русского крыла уже представляются пустыми, устаревшими. Делиться на две партии поздно, то есть смысла в этом уже особого нет, партия превращается во все более «русскую» самоходом, с учетом того, что отток в основном эстонских лидеров уже давно происходит.

«Там видно будет», — это и про нарвских центристов, управляющих городом.
Конечно, они чувствуют сейчас себя вполне уверенно. Что бы в Нарве не происходило, партийный контроль, если он вообще существует, не приведет по факту ни к чему. Если у центристов еще остались какие-то избирательные возможности в Нарве, то разрушать эту базу никто не будет, на какие-то конфликты с местными центристами центральное руководство не пойдет.

Знаете, тут велик соблазн сказать, что вся эта ситуация чрезвычайно выгодна нарвским центристам, максимально свободно себя чувствовавшим бы при дальнейшем отдалении от государства. «Нарвский центризм» в прошлом, долговременном, изначальном варианте развивался на противостоянии с государством, то есть это проверенный алгоритм действий. Будет ли он работать в современных условиях? Не так эффективно как раньше — точно, хотя та же реформа перехода на эстонский язык обучения дает хорошую базу для эффективной местной политики на противодействии государству, саботировании реформы. Другой вопрос, что это путь со многими рисками и все-таки неочевидными результатами, без гарантии сохранения власти на местном уровне. Правильнее говорить, что нарвские центристы сейчас на развилке, когда выбор еще можно сделать, но это выбор не про партии, не про выход из ЦП, не про переход в другую. Этот выбор касается возможностей сотрудничества с государством, и не только в формате «дайте денег».

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяТо ли вплавь, то ли по-пластунски
Следующая статьяОткрывать на нарвском погранпункте отдельную очередь для пассажиров автобусов Таллинн-Питер не собираются
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии