Пожилой нарвский дачник Анатолий не сомневается в том, что в начале июня в не работающий давно подводной канал Балтийской электростанции был произведен сброс щелочи, прогнавшей всю рыбу и уток. Заверения Департамента окружающей среды, что с уровнем кислотности в водоеме все в порядке, его не убеждают.
Анатолий позвонил в «Город», сообщив, что, по его мнению, произошел сброс щелочи в канал. Предложил газете выяснить у контролирующих органов, как именно это случилось и кто виноват?
«По весне, когда рыба уже отнерестилась, малька в канале было море, — говорит Анатолий. – Но в один момент, в начале июня, вся рыба исчезла, часть ее погибла. Даже уток не стало, которые постоянно жили на берегах канала. То, что вода стала щелочной, было понятно уже по тому, что, когда мыли ей руки, мыло не смывалось. На нашу дачу вода поступает из канала. И вот набирали ее в ведро, а она пенилась, что, конечно, ненормально, такого никогда ранее не бывало».
Первый подводной канал, вдоль которого расположились дачи района Кулгу, давно не является проточным водоемом: в связи с остановкой ряда блоков вода Балтийской станцией больше из него не забирается. «Я сам на этой электростанции 37 лет проработал и знаю, что и как. Когда первую очередь станции закрыли, вода двигаться в этом подводящем канале перестала. Рыба в то же время сохранялась годами, люди постоянно ловили линей, например. Тут же канал весь аж черный стал – всплыла какая-то странная тина, живность пропала. Пошли слухи, что на станции пробовали растопку котлов по новой схеме, в связи с чем произошел сброс щелочной воды в канал», — рассказывает дачник.
Мы обратились с запросом в Департамент окружающей среды, который в итоге ответил и нам, и Анатолию, связавшись с ним отдельно.
«Департамента окружающей среды регулярно проверяет, как Балтийская электростанция соблюдает требования при использовании природных ресурсов, — проинформировал инспектор по надзору ида-вируского бюро департамента Янек Куусе. — Качество воды в канале постоянно контролируется, и берущиеся пробы воды никогда не показывали отклонения уровня кислотности от нормы. Также измеряется температура воды в канале. В последние годы Балтийская электростанция работает со сниженной мощностью, поэтому потребность в воде меньше, чем раньше. Это, в свою очередь, замедляет водообмен в канале и создает природные явления, связанные с застоем воды. Застой в водоёме приводит к снижению уровня кислорода в воде, что может стать причиной гибели рыбы. Мы связались с нарвитянином и разъяснили ему ситуацию, которая может возникнуть в водоеме в связи с застоем воды. Больше жалоб на качество воды в канале нам не поступало».
Благодарного за то, что получил ответ, Анатолия доводы департамента не убедили. Он уверен, что произошло что-то чрезвычайное. Подчеркивает, что раньше подобного не случалось. «Даже в реке в первой половине июня рыбы не стало из-за загрязнения в канале. Мой друг, рыбачащий на водохранилище и Нарове, говорит, что рыба там вдруг исчезла. Сейчас все уже неплохо – рыба вернулась в канал, да и, сами пользуясь его водой, мы видим, что она улучшилась», — сообщает дачник.