О выборах, «злых» финнах и «нехороших» украинцах

0
286
Клубничное поле
Иллюстративное фото: Pixabay.com

Уже почти полгода как в Финляндии действуют ограничения на трудовую миграцию, оставляющее без работы эстоноземельцев. Между тем, наши северные соседи уже успели открыть свои границы для трудящихся у них граждан Швеции и Норвегии, что вызвало у Эстонии злую обиду на «братский народ», усиленную также тем, что финны упорно не хотят возобновлять паромное сообщение с ЭР. Ну как можно дружить с такими соседями?!

- Реклама -
Роман Викулов
Роман Викулов. Журналист газеты «Город»

Действующие ограничения позволяют ездить из Эстонии в Финляндию только работникам определенных профессий, постоянно проживающим в Финляндии или посещающим там близких родственников. Кто-то в начале года решил остаться в Финляндии ради сохранения дохода, а большинство из тех, кто приехал тогда в Эстонию, на рабочие места вернуться не могут.

На первый взгляд кажется удивительным то, как рьяно эстонские политики, вплоть до премьер-министра, защищают право эстонских трудовых мигрантов работать в Финляндии. Это кажется не сильно логичным с учетом того, что квалифицированной рабочей силы в ЭР, как ни странно, не хватает, экономика при ее недостатке развивается не так активно, как могла бы, но тут, конечно, вопрос личной обиды не в последнюю очередь на традиционно дружественный, родственный народ. Вопрос обманутых лучших чувств и ожиданий.

Оскорбленная Эстония надеется на помощь руководства Евросоюза, который не должен допускать неравноправия, но понятно уже, что Финляндия скорее откроет свои границы для эстонских мигрантов, чем ЕС примет какое-то решение. Вероятно, это случится еще до конца июня, ведь муниципальные выборы в Финляндии прошли на минувших выходных, а все аналитики сходятся на том, что ограничения трудовой миграции имели, прежде всего, политический, предвыборный смысл.

Замечательно то, что и Эстонию в этом году ждут выборы, которые также вряд ли обойдутся (уже не обошлись) без педалирования темы ограничений трудовой миграции, без обещаний противодействовать приезду в первую очередь украинских работников, которых в последние годы у нас стало особенно много.

Я думаю, никому не надо рассказывать, что именно украинцев принято обвинять в демпинге на рынке труда, то есть в том, что «именно из-за них работодатели не хотят платить как следует», в том, что «именно из-за них эстоноземельцам не хватает нормальных рабочих мест».

Финское руководство оправдывает ограничения трудовой миграцией и закрытое паромное сообщение с Эстонией заботой о собственном народе, формально имея в виду все-таки борьбу с распространением коронавируса, но тамошние избиратели увидели в этом и защиту интересов местных наемных работников.

В Эстонии очень многие были бы рады, проверни эстонское правительство тот же фокус в отношении Украины. Многие избиратели с благодарностью оценили бы соответствующую риторику («защитим наш народ») будущих кандидатов — тема благодарная.
Но, что случится, если все трудовые мигранты из Украины в одночасье исчезнут из Эстонии и не будут сюда допущены примерно до осенних выборов?
Это мы уже хорошо знаем.

В первую очередь это ударит по сельскому хозяйству, во многом сейчас держащемуся на гостях из Украины.

Все помнят, как прошлым летом некоторые эстонские хозяйства призывали народ приезжать и собирать ягоды для себя, чтобы только те не пропали. Такая же история была осенью и с тыквами. На животноводческих фермах работает очень много украинцев, и точно среди эстоноземельцев не найдется достаточного количества желающих, чтобы их заменить. Школьники, студенты, а тем более зрелые жители эстонских городов не поедут собирать урожай.

В известном смысле приятно и лестно то, что Эстония стала страной, не только поставляющей рабочую силу в более развитые экономически страны, но привлекающей и к себе работников из-за рубежа. Не только из Украины, но и из Индии, например.

Но вместе с ними к нам пришла, и, судя по всему, надолго, политическая тема борьбы с трудовой миграцией, в которой мимолетный успех конкретной избирательной кампании, важнее всего прочего, той же экономики или здравого смысла.

Будут и у нас перегибы, можно даже не сомневаться. В свое время редкий номер английского таблоида The Sun обходился без чего-нибудь ужасного про трудовых мигрантов из стран Восточной Европы. Помню опубликованное там письмо читателя, который рассказывал о работниках из Польши, по вечерам поедающих зажаренных на костре крыс и мусорящих на берегу какой-то прекрасной речки. Много там было подобного.

Теперь вот Великобритания вышла из ЕС, закрылась от его мигрантов, а кто там будет убирать ту же клубнику летом, а капусту осенью, представить сложно. Может быть, там что-то изменилось, но когда я там работал 8 месяцев почти четверть века назад, то на полях местных жителей встречал редко.

Чтобы защитить своих, не дать мигрантам рушить расценки на рабочую силу, Эстонии не обязательно изобретать велосипед. Можно было бы пойти по пути той же Финляндии.
Там, что интересно, уже более 40 лет нет единой минимальной заработной платы. Минимальные зарплаты по отдельным отраслям экономики регулируются коллективными договорами между профсоюзами и работодателями. Минимальный размер оплаты труда в отдельных сферах составляет около половины среднего заработка штатных сотрудников, что вполне логично и эффективно. Такая гибкая система создана как раз с учетом трудовой миграции, защиты интересов самих финнов. Эстонии так или иначе нужно искать способы сделать так, чтобы условный местный житель захотел претендовать на то или иное место вместе с украинцем. Сделать так, чтобы не было никакой возможности платить украинцам и другим мигрантам гораздо меньше, а всякие выборы не оборачивались разжиганием вражды к приезжающим в республику на работу, пусть такая вражда и выгодна некоторым политическим силам.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяКруглый стол: возможность высказаться о наболевшем
Следующая статьяПаркуйтесь соблюдая ПДД
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии