Айво Петерсон в интервью «Городу»: тюрьмы Эстонии перегружены теми, кто мог бы находиться на свободе

0
344
Айво Петерсон
Скриншот видео со станицы Айво Петерсона в сети FB.

Айво Петерсон очень надеется на то, что кто-то возьмется организовать пристрастную беседу с ним, в ходе которой его искренность сможет подтвердить детектор лжи. Говорит, что он готов ответить на самые неудобные, на любые вопросы, чтобы доказать, что никогда не действовал по чьему-то заданию со стороны, был самостоятелен в своих высказываниях. «Конечно, показания полиграфа не могут быть приобщены к судебному процессу, но мне важно показать общественности, что я говорю правду», — надеется на проверку техникой Петерсон.

- Реклама -

Айво Петерсон, набравший на недавних выборах в Европарламент 11 386 голосов, то есть 3.1 процента голосов всех сделавших свой выбор граждан ЭР, уже почти полтора года находится под стражей.

Продолжается судебный процесс, в рамках которого Петерсона, основателя движения Koos, уже после ареста политика ставшего партией, обвиняют в государственной измене, за которую ему грозит долговременное тюремное заключение, вплоть по пожизненного.

В рамках судебного разбирательства уже выслушали сторону обвинения, эта часть прошла за закрытыми дверями. Теперь черед стороны защиты, выступающей в рамках открытых для общественности заседаний, а потом будут прения. Вердикт суда ожидается поздней осенью.

Айво Петерсон настаивает на своей невиновности, заявляя, что два других фигуранта дела, член Koos Дмитрий Роотси и организовавший поездку политика на Донбсасс гражданин РФ Андрей Андронов, его подставили, преследуя свои цели, возможно, корыстные. Заверяет, что об их контактах с российскими спецслужбистами (доказательства которых представила прокуратура) не знал ничего, действовал самостоятельно, а не выполняя чей-то заказ.

Петерсон говорит, что ездил на Донбасс перед парламентскими выборами прошлого года, чтобы рассказать о том, как на оккупированных Россией территориях живут простые люди. «Эти люди живут в Эстонии, обладают теми же правами. Неправильно говорить, что их нужно отправить на другую сторону Наровы. Далеко не все они поддерживают войну, Путина», — говорит Петерсон.

Объясняет то, что тогда не выпустил в интернете какие-то материалы, в которых он критиковал бы новые порядки, просто потому что не успел — арестовали. Сообщает, что видел много негативного, но на то, чтобы все осмыслить, сформулировать оценки нужно было время. «Я плохо перед поездкой выполнил «домашнюю работу», многое для меня стало неожиданностью», — говорит Петерсон, отмечая, что, например, не был готов к тому, что его будут пытаться там направлять, а потому в какой-то момент вовсе прекратил съемки видео-блогов на оккупированных территориях.

«Я только на заседании суда узнал, кто такой Андрей, с кем он сотрудничал, понял, что меня использовали. Перед поездкой знал только то, что он организовывает подобные туры, в том числе для западных журналистов», — рассказал Айво. Он настаивает на том, что его рассказ о том, что он видел на Донбассе должен был помочь Эстонии не оказаться в той же ситуации, а главный его посыл — признать местных русских органичной частью общества.

По словам Петерсона, он также понятия не имел о возможных контактах Роотси со спецслужбистами РФ. Уверяет, что не занимался под его влиянием целенаправленным воспроизведением нарративов российской пропаганды, а, прежде всего, выступал против войны. «Я был вообще последним человеком на российском телевидении, который призывал к миру», — говорит Петерсон.

Обвинения в том, что он получал от России деньги, Петерсон считает необоснованными, а в том, что создавал вооруженные отряды — нелепыми. Петерсон заверяет, что совершенно открыто создавали при Koos некоммерческую организацию из тех людей, которые в случае чрезвычайных обстоятельств, военного конфликта, например, помогали бы решать гуманитарные задачи, оказывали бы помощь населению, поддерживая работу государственных структур своим участием.

— Между тем, в соцсетях время от времени звучат высказывания, что получение тобой денег из какого-то российского фонда — уже доказанный в суде факт.

— Никаких денег за поездку на Донбасс я ни от кого не получал. Доказательств обратного в суде не было представлено, если не считать чек на обмен валюты, который к делу не относится, так как я менял свои собственные деньги. Вообще, обязательно будем заниматься тем, чтобы распространяющие клевету были привлечены к ответственности, понесли наказание.

Сейчас же его, разумеется, больше всего заботит вопрос, как доказать свою невиновность, в том числе общественности.

«Я уже предлагал эстонским журналистам проверить меня на полиграфе. Для меня очень важно, чтобы люди понимали, что я, возможно, вел себя иногда глупо, наивно, но злого умысла, сотрудничества с российскими агентами не было, — говорит Петерсон. — Очень многое, что говорят про меня, про Koos, не соответствует действительности, но противостоять этому очень сложно».

Петерсон говорит, что он и его соратники подали петицию в ООН, сообщающую о нарушениях в его случае прав человека, ущемление свободы слова и действий.

Петерсон рассказал «Городу», что за почти полтора года в тюрьме его только один раз допросили, а высказаться обо всем он считает самым главным. Недавно ему разрешили свидания и телефонные звонки, но он уверен, что его можно было бы выпустить на свободу до приговора, установив надзор, надев электронный браслет.

«Много говорят, что тюрьмы Эстонии, в Йыхви и Таллинне, перенаселены, что создает очень много проблем. В том числе это приводит к повышенной смертности. У людей в тюрьмах нет возможности работать, а организовать такие возможности чрезвычайно важно. Нужно развивать «открытую тюрьму», возможности работать за ее пределами. Прежде всего, нужно просто разгрузить тюрьмы. У нас дают серьезные сроки за самые незначительные правонарушения. Тех же наркоманов сажают за решетку, обнаружив у них наркотики для личного потребления, не делая разницы с наркодилерами, теми, кто попадается с веществами на продажу. Десятки тысяч людей выключены из жизни общества, потеряв возможность профессионального развития, получив криминальное наказание. Очень долго люди ждут расследования их дел, завершения судебного процесса», — говорит Петерсон.

Он уверен, что сократить население тюрем можно очень решительно, без угрозы общественному порядку.

«Люди совершают преступления по глупости, причем часто — незначительные. Их надо отделять от профессиональных преступников, сажать их необязательно. То, что до приговора могут проходить годы в очень многих случаях приводит к тому, что даже невиновные люди готовы пойти на сделку, получить наказание в рамках соглашения. Они заинтересованы в скорейшем возвращении к семьям, которые без их поддержки не справляются. Пока так получается, что государство производит бедность и таким образом», — рассуждает Петерсон.

По какой статье?

Пенитенциарный кодекс, первый пункт статьи № 232, «Государственная измена», по которому в соответствующем преступлении обвиняют Айво Петерсона. По этой же статье обвиняют Дмитрия Роотси, также как Петерсон являющегося гражданином ЭР.

“Оказание гражданином Эстонской Республики помощи иностранному государству, иностранной организации, иностранцу или лицу, действующему по заданию иностранного государства, в осуществлении не сопряженных с насилием действий, направленных против суверенитета и независимости или территориальной целостности Эстонской Республики либо собирание в целях передачи информации, составляющей государственную тайну, или являющуюся засекреченной внешней информации или ее передача иностранному государству, иностранной организации, иностранцу или лицу, действующему по заданию иностранного государства, – наказываются тюремным заключением на срок от шести до двадцати лет или пожизненным тюремным заключением”. Гражданина РФ Андрея Андронова обвиняют в «ненасильственной деятельности против республики».

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяДефицит бюджета — результат снижение заработка нарвитян?
Следующая статьяВ Кесклиннаской школе незаметным образом появился еще один этаж
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии