Коронавирус в Нарве отслеживают детективными методами

0
1591
Нарвский коронадетектив Ксения Козлова проводит эпидемиологическое расследование. Фото: Александр Мясоедов

Обрушившийся на человечество коронавирус во многом изменил нашу привычную жизнь. И, помимо прочего, породил новые понятия и термины. Сегодня еженедельник «Город» беседует с нарвским коронадетективом Ксенией Козловой о целях, задачах и проблемах этой работы.

- Реклама -

— Ксения, коронадетектив — это официальная должность, или просто кто-то придумал такое название?

— Такой должности у нас точно нет, я — чиновник, инспектор Департамента здоровья. Видимо, когда мы начали заниматься отслеживанием распространения коронавируса, нам и дали такое название. И его теперь используют журналисты.

— Но все-таки, наверное, не зря называют вас коронадетективами, — в чем же заключается ваша работа?

— В первую очередь мы ведем эпидемиологическое расследование. Каждый день около 7 часов утра мы получаем информацию о людях, у которых тест дал положительную реакцию на коронавирус. Наша основная задача — как можно быстрее с ними связаться и выяснить, где они могли заразиться, от кого, и кого уже они непосредственно могли бы заразить сами. То есть наша задача — как можно оперативнее предотвратить дальнейшее распространение заражения коронавирусом от конкретных людей в этом очаге.

— То есть вы непосредственно работаете с ближайшим окружением вновь выявленных зараженных?

— Да, мы стараемся отследить все цепочки контактов носителей коронавируса.

— А сколько сейчас активных носителей в Ида-Вирумаа и конкретно в Нарве?

— По состоянию на 14 октября в Нарве было 23 человекa, за которыми мы наблюдаем. В Ида-Вирумаа (без учета Нарвы) — 158. За весь период (с 13.03.20 по 14.10.20) в Нарве было 88 носителей коронавируса, в Ида-Вирумаа — 707.

— Итак, получив информацию о том, что у кого-то положительный тест, вы звоните этому человеку — и что вы ему говорите?

— Сначала мы спрашиваем, сдавал ли он тест. Когда он подтверждает это, то оповещаем, что получена информация — ваш тест позитивный.

И какова реакция этих людей?

— Некоторые из них уже такое сообщение ждут, потому что у них появились симптомы, и они предполагают, что заразились. Тем более, если человек знает, что контактировал с уже заболевшим, то он ожидает подобный результат. Но для некоторых это известие является настоящим шоком. Как это так? Где я мог заразиться? Откуда и как это вообще возможно? Такое часто случается из-за того, что многие люди болеют бессимптомно, хотя тесты у них и оказываются положительные.

— А как бессимптомные попадают на тестирование?

— Например, приезжают из-за границы и проходят первичное тестирование в порту или аэропорту. Иногда случается так, что первый тест при прибытии в Эстонию является отрицательным, а повторный — уже положительный. При этом у человека нет никаких симптомов, и он не понимает, как такое могло случиться.

— Сейчас что, надо обязательно сдавать повторный тест?

— Это для тех, кто приезжает из-за границы, предоставляется альтернатива — можно сидеть две недели на самоизоляции и не сдавать тест или сдать два теста, но при этом в самоизоляции находиться неделю.

— Есть ли у вас особые полномочия, если, например, человек с положительным тестом нарушает условие самоизоляции?

— В таком случае мы сразу сообщаем в департамент полиции и погранохраны и просим у них помощи, и тогда уже они работают с этим человеком.

— А как вы отслеживаете нарушения? Вот сказал человек, что он будет сидеть на даче и ни с кем не контактировать — а сам поехал в город, продуктов закупить или в кино?

— В течение карантина мы часто звоним этим людям, в разное время и неожиданно. Проверяем, где он находится, слушаем посторонние шумы, иногда можно понять, если он на улице. Иногда нам сообщают о нарушении соседи — вот, мол, гуляет человек, а должен дома сидеть. И это правильно, потому что спасает других от заражения.

— И как много у нас таких нарушителей?

— Немного. Люди у нас все-таки стараются соблюдать карантин. Особенно те, кто болеет — они очень ответственно к этому относятся, понимают — если они, не дай бог, еще кого-то заразят, то соответственно этот человек тоже должен будет уйти на карантин и сидеть без работы. Наши люди в основном понимают, что это не шутки и очень серьезно оценивают ситуацию. Да и мы предупреждаем, что если зараженный с кем-то контактировал, то тот человек будет отправлен на самоизоляцию, и никто не будет разбираться, случайно это произошло или специально.

— Сказались ли на ухудшении ситуации в Нарве летние послабления, проведение больших массовых мероприятий?

— К счастью, нет. Мы не отметили резкого скачка числа заболевших после этих мероприятий. Сейчас видно, что коронавирус идет от региона к региону. Если пару месяцев назад много случаев было в Йыхви и Кохтла-Ярве, то сейчас их много в Силламяэ, а поскольку тамошние жители часто ездят к нам, то идет нарастание в Нарве. Так и идет распространение — кто-то привозит вирус из-за границы, люди заражаются в кругу семьи, оттуда в школы, на работу, увеселительные места.

— Говорят, что дети не передают коронавирус друг другу, это так?

— Научного доказательства этого нет. Напротив, сейчас довольно много инфицированных как раз среди молодежи, у которой огромный круг общения.

— И более раскованное поведение, обнимашки и поцелуи…

— Да, и бывает, что целый день уходит на то, чтобы обзвонить всех, с кем общался молодой человек с положительным тестом.

— Каков возраст носителя коронавируса по вашей статистике?

— Возраст бывает разный, есть и десятилетние, и 15, и 20 лет. Конечно, пожилых людей куда больше, и заболевших среди них тоже больше, даже с госпитализацией, поскольку у них есть и серьезные сопутствующие заболевания. Молодежь переносит заболевание, как правило, в легкой форме, бессимптомно, иногда с легким недомоганием.

— Есть ли среди жителей Нарвы те, кого пришлось госпитализировать?

— На данный момент таких два человека, это люди пенсионного возраста. Они под наблюдением, состояние стабильное. Как правило, госпитализация требуется тем, у кого проблемы есть с легкими, астматические заболевания, они более подвержены риску осложнений.

— Приходилось ли вам отслеживать тех, кто в Нарве, будучи зараженным и зная об этом, ходил на работу?

— Нет, таких случаев у нас зафиксировано не было. Человек, у которого лабораторно подтвержден коронавирус, обязан оставаться дома на карантине в течение 14 дней. Мы предупреждаем о том, что в случае несоблюдения требований применяются меры административного принуждения, указанные в § 28 (2) или (3) Закона об охране правопорядка, или меры ответственности, указанные в § 46 (1-2) NETS. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Уголовного кодекса максимальная сумма штрафа за каждое нарушение составляет 9600 евро.

— Какие сложности бывают в Вашей работе коронадетектива?

— Некоторые люди из круга общения с носителем коронавируса иногда отказываются сообщать свои данные, возмущаются, зачем это нам нужно. Мы объясняем, что это информация конфиденциальная, и она не будет передана третьим лицам. Многие вообще отказываются с нами разговаривать, проявляя легкомыслие в таких серьезных вопросах. Бывает, что заболевший человек отказывается сообщать, с кем он контактировал, дабы не выдавать кого-то, и приходится его убеждать. Мы доказываем, зачем это необходимо, что это предотвратит дальнейшее заражение людей и остановит вспышку новых очагов. После человек постепенно понимает, для чего нам это необходимо и соглашается поделиться информацией.

— То есть вы не просто коронадетективы, но еще и психологи?

— Да, приходится с такими людьми подолгу разговаривать, объяснять все подробно.

— Что бы вы хотели еще сказать нарвитянам?

— Пользуясь случаем, хочу напомнить всем жителям Нарвы о мобильном приложении, которое называется HOIA, оно было разработано в конце августа этого года в Эстонии. Приложение помогает предотвратить распространение коронавирусной инфекции, пользоваться им очень легко — достаточно скачать на смартфон и активизировать функцию Bluetooth. Тем, кто уже заболел, надо сделать отметку в этом приложении, и тогда люди, у которых тоже работает приложение HOIA, при приближении к нему на 2 метра, сразу же получат извещение о том, что был контакт с человеком, у которого лабораторно подтвержден коронавирус. Эта программа работает в анонимном режиме и никаких личных данных никому не передает.

— А что это дает человеку, который получил эту информацию — сразу убегать из магазина?

— Нет, после этого можно обратиться к семейному врачу или позвонить к нам в департамент здоровья, мы проконсультируем, что делать в таком случае. После чего уже будем выяснять, с кем он контактировал, где это было, как долго был контакт и так далее.

— Образно говоря, приложение HOIA это сигнализатор о попадании в потенциально опасную зону?

— Совершенно верно, человек получает предупреждение о возможной опасности, он начинает наблюдать за своими симптомами, и при их появлении понимает, что это может быть не просто ОРЗ, а коронавирус.

— Спасибо за информацию! А куда звонить людям, если им понадобится ваша информация?

— Номер нашего общего телефона: 7943500.

Вопросы задавал Александр Мясоедов

- Реклама -
Предыдущая статьяПограничник в алкогольном и наркотическом опьянении пытался скрыться от полиции
Следующая статьяЕжедневный отчёт департамента здоровья на 19 октября — плюс 7 новых случаев коронавируса
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии