Прошедшее на прошлой неделе публичное обсуждение возведения в Нарве памятника, который инициаторы этого действия предлагают разместить на зеленой территории у Александровской церкви, напротив Генерального консульства РФ, показало, что идея крайне «сырая», так как нет понятия, кому, где и в каком виде планируется памятник.
Напомним фабулу истории. Нарвское общество защиты древностей (Narva Muinsuskaitse Selts) и общество Art Republic Krenholmia MTÜ (под письмом стоит 27 подписей, в том числе коллективные, такие как Партия Зелёных Эстонии, Ассоциация отставных офицеров Эстонии и пр.) направило в Нарвскую горуправу открытое письмо с предложениями внести несколько изменений в проект условий проектирования для расширения здания Нарвской Александровской церкви, находящейся по адресу ул. Кирику, 9. В обращении есть предложение не «закатывать в бетон» территорию вокруг церкви (согласно проекту), а наоборот, сохранить зеленую зону, разбив вокруг сад. Также предлагается разместить на территории памятное сооружение — Мемориал жертв коммунистического режима. Узнав об этом, СМИ сразу же ухватились за «жареный факт» — ведь мемориал предлагается установить практически перед окнами Генерального консульства РФ. И вот уже вся Эстония гадает: что скажет на это Россия?! И стоит ли Эстонии обращать на это внимание?
Кому ставить памятник?
Инициаторы обосновывают свое предложение тем, что именно в Нарвской Александровской церкви 29 ноября 1918 года была провозглашена Эстляндская трудовая Коммуна (Eesti Töörahva Kommuun), комиссия которой под председательством Оскара Эллека приняла решение о массовом расстреле нарвитян без суда и следствия.
«Именно с Нарвы началась печальная страница истории — Эстляндская Трудовая Коммуна, именно тут были первые жертвы, но до сих пор жертвам коммунистов нет памятника в Нарве», — написано в открытом письме. В тоже время памятник предлагается назвать «мемориалом жертв коммунистического режима», что привносит совершенно иной смысл событию. Кого считать жертвами — только ли тех, кто был замучен и расстрелян, сгинул в лагерях? Или и тех, кто получил 25 лет лагерей, но выжил, или тех, кто был выслан в Сибирь, но возвратился домой? Обсуждение 8 апреля показало, что широкая общественность склонна считать жертвами коммунизма всех, кто так или иначе пострадал от исторических событий 1917- 1949 годов. Но — можно ли ставить памятник, например, на кладбище тем, кто ещё жив?
Ссылка инициаторов проекта на то, что в России также установлены подобные мемориалы в разных городах, критики не выдерживает. Там речь идет о жертвах сталинских репрессий, а не коммунистического режима. Напомним, что коммунистический режим, в отличие от фашистского, общественного порицания не получил, а в ряде стран, в том числе, ив РФ, продолжают действовать коммунистические партии. Согласитесь, отсутствие консенсуса сильно влияет на саму идею памятника.
Где ставить?
В Нарве существует довольно много различных памятников и памятных мест, связанных с бурной и кровавой историей 20 века. Часть мемориалов расположено на кладбищах, состояние которых у населения и так давно вызывает нарекания. Мадис Туудер, старший инспектор по охране объектов управы города, сослался на ответ, полученный от «владельца» территории Александровской церкви — министерство внутренних дел, которое посчитало, что детальная планировка никаких памятников у церкви не предусматривает. Поэтому он озвучил мнение управы: исходя из исторических событий и уже имеющихся захоронений, для памятника можно было бы предложить три места — южная часть района Паэмурру, территория у Нарвского порта и Нарвское кладбище при лагере заключенных (именно это место управа считает наиболее подходящим). На обсуждении эта инициатива у большинства поддержки не нашла, прозвучали мнения, что памятник жертвам коммунизма должен находиться в центре города, где привлекал бы внимание горожан и туристов. Раз собственником территории у церкви является государство, значит, мы, то есть народ, можем сами принимать решение, что на участке устанавливать – заявили некоторые из выступавших. Сергей Цветков, один из инициаторов установки памятника и председатель Нарвского общества защиты древностей, рассказал, что в министерство внутренних дел уже отправлено письмо с просьбой пересмотреть мнение. Так что с местом ясности тоже нет.
За чей счет?
Если министерство не станет возражать, встает следующий вопрос: а кто будет возводить мемориал, а в последствии и содержать его? Пока источники финансирования даже не намечены, но из слов мэра Нарвы Катри Райк ясно, что городские власти не горят желанием взвалить на себя ещё один объект городского имущества. Райк заметила, что городу следует заняться приведением в порядок уже существующих памятников. Ряд участников обсуждения посчитали, что если речь пойдет о средствах из городского бюджета, то, наверное, следует спросить нарвитян, хотят ли они видеть данный мемориал. Тут мнения будут разными, что показывают опросы в соцсетях, уже проводимые в различных группах и сообществах. Мэр уверила, что опрос жителей города будет проведен, если это потребуется. При этом остается открытым вопрос, как должен выглядеть упомянутый мемориал…
Не обошлось без политики
Позиция Райк вызвала критику и даже обвинения в том, что она не поддерживает идею возведения мемориала, так как является членом Социал-демократической партии. Что ж, выход обсуждения в политическую плоскость был ожидаем. Об этом прямо высказался нарвитянин Максим Белозеров, который заявил:
— Меня, как нарвитянина, эта история политизирует. У Нарвы в этом году на местных выборах есть шанс поменять власть впервые за последние 25 лет. И странно, что именно сейчас возник этот вопрос (который может стоить пришедшей Райк её кресла – прим. автора). Памятник можно было поставить ещё 30 лет назад, так почему эта тема всплыла именно сейчас? Почему приходят в город чужие люди и говорят, что тут надо делать? Если территория вокруг Александровской церкви принадлежит МВД, то пусть министерство на свои деньги возводит, что хочет и занимается содержанием объекта, Нарва то тут причем? А управа пусть занимается хозяйственными делами, дорогами, не надо отвлекать чиновников от настоящей работы.
Словом, если выходить на обсуждение с инициативой, в отношении которой нет ясности, кто, что и за чей счет будет делать, то ничего кроме хайпа и политики не получится.