Во всяком случае, своей цели новая партия «Эстония 200» добилась: внимание к себе привлекла. Причем, похоже, даже в степени, превзошедшей самые смелые ожидания. Что ж, много – не мало.
Здесь срабатывает принцип, объединяющий политику и шоу-бизнес: пусть ругают, даже злобно, лишь бы не относились равнодушно, пишет журналист Вячеслав Иванов. Потому что равнодушие – это пустота, «дальнейшее – молчание»… Для политика и артиста то и другое смерти подобно.
Никакого бизнеса – исключительно личное!
То есть никакой рекламы, только личные ощущения. Мне нравятся люди, которые пытаются лбом пробить стену. Правда, великий польский сатирик Станислав Ежи Лец по этому поводу высказался в свойственной ему манере: «Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?». Но все-таки хоть какое-то разнообразие.
…Лет «цать» тому назад литературно-творческое объединение при городском Дворце пионеров и школьников, в котором я тогда занимался, пригласило принять участие в очередном заседании телевизионного клуба старшеклассников «Алые паруса». Тему этого вечера я запомнил на всю оставшуюся жизнь: «Мой сверстник – герой нашего времени в литературе и кинематографе».
Нас собрали в большой студии областного телецентра, откуда передача шла в прямой эфир. Вел заседание клуба номенклатурно бодрый комсомольский вожак из райкома, который с пионЭрским задором предлагал всем высказаться. То есть всем, кто был заранее подготовлен и вызубрил свой экспромт назубок…
Царившая в студии атмосфера слащаво-фальшивого и официально-показушного энтузиазма, которую один мой приятель охарактеризовал неаппетитно, но точно – розовые сопли пополам с повидлом – настолько раздражала неподготовленного человека (а попали мы туда все-таки достаточно случайно), что так и хотелось бросить камень в это застойное болото. Я и бросил, заявив на всю область, что мы – вообще потерянное поколение. Может, я и несколько погорячился, но очень уж меня достали и комсомольский вожак, и послушное ему уныло-бодряческое собрание.
Что тут началось – трудно передать словами. Я и не стану пытаться. Достаточно сказать, что меня потом несколько недель таскали по разным ИНСТАНЦИЯМ, уговаривая, требуя и «настоятельно рекомендуя» назвать имена тех, кто меня подучил (вариант – заставил) высказаться в таком антисоветском духе на нашем родном советском телевидении. В то, что я сказал так, как думаю, мне, по-моему, так и не поверили…
Единство и борьба противоположностей
Фраза в подзаголовке – это формула главного закона диалектики, принципа, без которого невозможно вообще РАЗВИТИЕ.
Только абсолютно слепоглухонемой человек может считать, что наше общество не разделено по национальному признаку. Но об этом как-то не принято говорить вслух. А если кто-то и выскажется открыто и откровенно, то на него все смотрят как на человека, совершившего неприличность.
А почему, собственно? Ну, разделено, и что из этого? Вы не только будете смеяться, а и вообще обхохочетесь, но я вам скажу, что наше общество разделено не только по национальному признаку, но еще и по половому… виноват, извините за неполиткорректность – по ГЕНДЕРНОМУ. Я даже сообщу по секрету: это свойственно не только нашему обществу, но и – только никому не говорите, что услышали это от меня, заклинаю! – вообще человечеству в целом.
А кроме вышеупомянутых признаков, человечество делится еще по возрастным категориям, социальному статусу, профессиям, цвету волос, глаз, форме губ… достаточно?
Чего мы тут все охаем и хватаемся за голову, а наиболее горячие – за перо или даже за клавиатуру? Как будто первый раз слышим о такой проблеме. Да это и не проблема вовсе. То есть, конечно, проблема, но не больше, чем взаимоотношения полов или поколений. Сказано же, к примеру: кто поймет женщин, тот будет править миром…
Правда, известный своими эпатажными высказываниями журналист, а теперь еще и политик Юку-Калле Райд и мало кому известный «парень из русского района» Сергей Ээнсалу, написавший по этому поводу открытое письмо Кристине Каллас, утверждают, что лично у них не только нет такой проблемы, но и вообще она высосана из пальца. За них обоих, а также за сотни и тысячи других вменяемых жителей Эстонии можно – и нужно! – только порадоваться. Однако их пример лишь подтверждает тезис, который я уже имел удовольствие высказать в одной из своих недавних публикаций: эта проблема имеет исключительно личностное, точнее – межличностное – решение.
Проблема межнациональных отношений становится остросоциальной тогда, когда кто-то начинает с пеной у рта требовать увольнения (высылки, ареста, казни) людей только на основании их этнической принадлежности. Но это уже вопрос юридического характера, решаемый при помощи уголовного кодекса. Ничего более действенного здесь до сих пор не придумано и придумано быть не может.
Именно с этих позиций безусловно положительным является тот факт, что «двухсотникам» удалось привлечь пристальное внимание к теме, поскольку факты дискриминации по национальным признакам у нас все-таки имеются, и спорить с этим – значит утверждать, что земля плоская.
Может быть, в возникшей дискуссии, когда (и если!) схлынут эмоции, удастся и найти по-настоящему действенный механизм функционирования общественного сознания без националистических сбоев. Только не надо придумывать панацею, универсальное лекарство, в виде, скажем, того же совместного обучения русских и эстонцев. Я не против этого в принципе, но всему свое время и всему свой черед.
«Общество должно СОЗРЕТЬ для такого решения, как созрело оно в свое время для введения совместного обучения мальчиков и девочек.
Нельзя насильственно сгонять людей в гомогенные сообщества и требовать, чтобы они немедленно начали любить друг друга. В нетерпении подгоняя результаты под желаемые, мы рискуем получить то самое уныло-бодряческое собрание, которое будет вслед за своим номенклатурным вожаком повторять мантры о том, как хорошо в стране такой-то жить…
Это я к тому, что даже если собрать в одном месте девять беременных женщин, все равно они не сумеют сообща родить ребенка за один месяц.