Об оскорбительно низком повышении прожиточного пособия и копающихся в помойках нарвитянах

0
64
Пособие бедность
сгенерировано ИИ

Решение государственных властей увеличить прожиточный минимум и соответствующее пособие, дающее возможность выжить самым обездоленным жителям Эстонии, на 20 евро выглядит просто как издевательство, полное отрицание реальности. Что можно купить на 65 центов в день? А именно таков объем дополнительной помощи людям. Все ждали, мягко говоря, иного, так как ожидание было долгим.

- Реклама -
Роман Викулов
Роман Викулов. Журналист газеты «Город»

Это просто потрясающе, но прожиточный минимум не менялся в Эстонии с 1 июня 2022 года, когда он последний раз был повышен до 200 евро, то есть уже три с лишним года не менялся. Как выросли цены на все за это время, вы знаете. Все заинтересованные лица, живущие, по факту, за гранью бедности, ждали, прежде всего, повышения как такового, но никто не ожидал, что оно будет таким ничтожным.

С 2026 года прожиточный минимум повысится всего на 20 евро, что вызвало, мягко скажем, недоумение не только у получателей пособия, но и у профессионалов, работающих в различных организациях социальной сферы. Тут не надо быть профессионалом, чтобы понимать, что обещанный рост имеет только формальное значение, делается все больше «для галочки», то есть положение получателей пособия не улучшится.

Например, одинокому человеку пособия в 200 евро в месяц (в дополнение к помощи в погашении счетов за жилье, то есть 200 у него должно остаться на все остальное) давно не хватает вообще ни на что. Доказывать обратное, извините, бесчеловечно и глупо, но и эти крохи по факту для многих, в частности в Нарве, являются спасительными, а от лишних 20 евро никто не откажется, конечно. Но, в сущности, уровень жизни самых социально неустроенных людей существенно не изменится.

Да, получателей прожиточного пособия в Эстонии сравнительно немного, до 6000 человек, но тем проще им помочь более ощутимым образом, чем это делается.

Это если даже не вспоминать о справедливом способе оценки уровня благополучия общества, когда во внимание принимается не уровень жизни богатейших, а то, как живут наибеднейшие.

Повысить прожиточный минимум на 100 евро, например, было бы не так сложно при желании, если руководители республики не врут нам, говоря, что ситуация с государственным бюджетом существенно улучшилась, у республики завелись свободные деньги.

Вы, наверное, ждете, что на неделе выборов в местные самоуправления в таком тексте обязательно будет что-то про важность сделать правильный выбор для того, чтобы именно в Нарве что-то тут изменилось к лучшему. Но нет, этого не будет, про возможность такого я ничего не скажу.

И не потому, что эти пособия выплачиваются государством, а город не имеет возможности увеличить именно их. Конечно, Нарва могла бы оформить такую поддержку как отдельное, аналогичное пособие, что делают многие самоуправления Эстонии.

Важно то, что у нашего города просто фактически нет денег на ощутимую помощь, и она опять же могла бы быть только паказушной, ничтожной. Денег в горбюджете нет, но держаться людям придется.

И им, уверен, тяжело думать о том, что в каких-то других самоуправлениях Эстонии такие же, как они, люди живут существенно лучше. Это тяжелая мысль, гнетущая.

В этом много несправедливости, и, вроде как, получается, что за такого рода неравенство отвечают именно самоуправления, недодающие людям денег. Но нет. Ответственность именно на государстве, которому как раз по силам обеспечить адекватный минимальный уровень жизни, учитывающий реальность, инфляцию, цены на товары и услуги, потребности человека.

Практически одновременно с принятием решения о повышении пособия по бедности на 20 евро, одна моя давняя хорошая нарвская знакомая, Аня, поделилась со мной одним своим наблюдением. Рассказала, что, гуляя с собакой по утрам, вечерам, в последнее время стала замечать, что стало сильно больше людей, роющихся в мусорных контейнерах, чего-то там выискивающих.

При этом выглядят эти люди, по ее словам, не как асоциалы, а вполне прилично, то есть обычно.

Сказала, что люди ищут не только бутылки, банки, чтобы сдать, а и что-то другое, тщательно копаясь, рассматривая, выбирая.

Аня считает, что ищут еду, отмечая, что раньше такого, сравнительно массового, не наблюдала. Полагает, что это свидетельство нарастающей бедности и нищеты, за порогом которых оказываются те, кто раньше жил сравнительно благополучно.

Хочет повесить на столбах объявления о возможностях получения бесплатной еды в Нарве на регулярной основе.

Отмечу на всякий случай, что большинство таких возможностей, кроме бесплатного хлеба от «Красного креста», открываются для клиентов Департамента социальной помощи.

Аня просила, заметил ли я что-то такое. Сказал что — нет, но, возможно, потому что мусорные контейнеры стоят не у моего дома, не в моем поле зрения, а рано утром я по городу хожу редко.

Я написал об этом у себя в Facebook, спросив нарвитян, наблюдают ли они подобные изменения, рост числа земляков, роющихся в контейнерах с мусором.

Люди очень активно отвечали на этот вопрос в комментариях, и очень многие согласились с оценкой Ани, написав, что, да, таких людей стало сильно больше. И, да, многие комментаторы отметили, это часто очень обычные на вид люди, например, вполне ухоженные пенсионеры, даже на вид благополучная молодежь.

Прозвучали и мнения, что вряд ли ищут именно еду, а, скорее всего, какие-то старые вещи – на продажу. Оказывается, есть довольно популярное и социально приемлемое увлечение, популярное во всем мире хобби – выискивать на помойках что-то особенное, и занимаются им люди, как правило, не из бедности.

Вот только вряд ли большая часть людей, копающихся в нарвских помойках, делают это ради развлечения. Пенсионерки, собирающие бутылки, собирают их точно не для составления коллекции. А то, что численность таких пенсионерок и пенсионеров увеличилась, заметили, опять же, многие.

В связи с будущим ростом пособия по бедности, который не обрадовал, хотелось бы разве что выразить надежду на то, что следующего повышения придется ждать не три года, а оно будет происходить ежегодно. На большее надеяться смысла, полагаю, нет. Политика правительства в социальной сфере предельно понятна.

В последние годы, в числе прочего, семьям с детьми перестали возвращать переплаченные налоги, была отменена медицинская страховка для супруга-иждивенца в связи с воспитанием детей, а также понизилась ставка пособия для многодетных семей.

Такое вот общее направление, курс, который не могут изменить местные выборы, местная власть, нарвские депутаты, кого ты в них не выбери.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статья5 вопросов об укрытии
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии