Министр юстиции Марис Лаури встретилась с нарвитянами в Нарвском колледже Тартуского университета. Речь, конечно, шла, прежде всего, о войне в Украине, о прибывающих в Эстонию беженцах. А нарвитяне говорили и о своих законных правах.
Марис Лаури в первую очередь отметила, что война на Украине вызвала у многих эстоноземельцев «трудные мысли» по поводу того, что на самом деле происходит.
По ее словам, она приехала в Нарву, чтобы как член правительства ЭР выслушать местных жителей, узнать об их проблемах, о том, что нарвитян волнует, в том числе в связи с войной и ее влиянием на жизнь в ЭР.
«Нужно понимать то, что все мы, живущие в Эстонии люди, равны, независимо от того, на каком языке мы говорим, к какой национальности себя относим, какое у нас гражданство», — начала разговор Марис Лаури.
Лаури в своем выступлении подчеркнула, что, когда одна страна идет с войной на другую страну, она совершает международное преступление. Отметила, что в данном, украинском, случае государствами-агрессорами выступили Россия и Белоруссия.
По ее словам, принципиально важно, чтобы во время военных конфликтов под удар не попадали гражданские объекты: школы, детсады и т.п. «Эти ужасные преступления оговариваются и эстонским законодательством. Причем не важно, где именно они совершаются», — сказала Лаури.
Министр отметила, что из Украины бежало уже более 2.5 млн человек, в основном это – женщины и дети. В Эстонии по состоянию на 11 марта их было около 13 тысяч.
«Некоторые поедут дальше, в Финляндию или Швецию, но большинство останется в Эстонии, из них 40 процентов – это дети, — говорит Марис Лаури. — При помощи разных организаций, добровольцев мы ищем им места для проживания, для учебы. Многие живут пока у родственников или знакомых, но государство также предоставляет возможности для проживания. Очень часто сейчас это места в гостиницах. Статус беженца дает прибывающим из Украины все те возможности, которые есть и у постоянных жителей Эстонии. Например, они могут обращаться за медицинской помощью, устраиваться на работу и т.д. Мы не знаем, как долго беженцы будут у нас, не знаем, сколько будет продолжаться война».
По словам министра, специально в Ида-Вирумаа беженцев не направляют. Они прибывают к родне или друзьям. Также Марис Лаури отмечает, что сейчас очень много людей приезжают в Эстонию из России, и связывает это с отменой авиасообщения. То есть Эстонию зачастую проезжают, следуя в другие страны.
«Эстония сейчас не выдает визы для туризма, а по другим имеющимся визам можно въезжать, — указывает министр. – Что будет дальше, я не знаю. Ситуация развивается. Например, никто не думал, что война в Украине будет именно такой, как есть, хотя в целом ее ожидали».
В ходе встречи Марис Лаури ответила на многие вопросы нарвитян.
В частности, ее спросили, почему эстонское государство, сконцентрировавшись сейчас на проблемах беженцев, долгие годы не уделяло достаточного внимания местным русским и не уделяет сейчас?
Лаури ответила, что, будучи сама уроженкой Ида-Вирумаа, хорошо понимает этот вопрос, «но люди из других регионов Эстонии его просто не понимают».
«Многие эстонцы не знают, какие люди живут на Северо-Востоке, почему они здесь живут. От такого незнания много проблем. Очень часто мешают эмоции», — сказала Лаури.
Министр говорит, что беженцы нуждаются в помощи прямо сейчас, так как они внезапно оказались в очень сложной ситуации.
«У других национальностей в Эстонии жизнь очень хорошая была и есть, — считает Лаури, сравнивая положение всех постоянных жителей Эстонии с беженцами, в одночасье покинувшими свои дома. – Поэтому беженцам уделяется очень много времени, ресурсов, внимания. Сейчас они страдают больше».
В аудитории вспомнили и о случаях (имевших место в действительности) дискриминации русских на фоне украинской тематики.
Министр сказала, что, к сожалению, есть некоторое количество людей, готовых разжигать межнациональные конфликты в любых удобных ситуациях, а также те, кому просто нравится говорить что-то оскорбляющее других.
«К сожалению, полиция пока уделяет недостаточное внимание таким случаям. Важно говорить людям, что так нельзя, просто недопустимо. Зачастую, когда полицейские общаются с теми, кто занимается разжиганием ненависти, виновники говорят, что даже не знали, что так делать плохо.
Нарвитянка в четвертом поколении рассказала недавний случай, когда она вместе с детьми побывала в Таллинне и зашла в кафе, где работница с украинским флагом на одежде, отказалась с ней общаться.
«Получается, что мы опять возвращаемся в 92 год, — сказала женщина. — Про русских иногда такое пишут, что я спать не могу буквально. Отправить детей в Таллинн или Тарту я боюсь. Вы можете дать нам, русским, которые живут здесь уже очень давно, гарантию, что с нами здесь ничего плохого не произойдет?»
Министр ответила, что не может гарантировать, что не найдется тех, «кто не имеет стыда».
«Всегда будут люди, готовые пойти на плохие вещи. Один такой человек или два найдутся. Если возникают такого рода проблемы, сообщайте в полицию. Тогда мы можем со стороны государства что-то делать: говорить с такими людьми, а если этого оказывается недостаточно, другими методами решать проблему в законном порядке», — сказала Лаури.