Знаете, какая эстонская новость на этой неделе максимально широко распространилась по глобальному информационному миру, стала самой обсуждаемой? Разумеется, это сделанное бывшим президентом ЭР Тоомасом Хендриком Ильвесом заявление о том, что хорошо бы в целях повышения безопасности на континенте перестать пускать в ЕС граждан России. Все это и смешно, и грустно, но, прежде всего, пугающе. И не только потому, что власти РФ могут обидеться и ответить, но и поэтому тоже.
Страшно в основном то, как легко появляются такие новости – буквально из пустоты, из вакуума, в данном случае из слов давно ничего не решающего человека, о котором все уже и думать забыли, а если и вспоминают, то, как того, кто получил от Европейской комиссии на развитие своего хутора большие деньги, отдавать которые пришлось государству. И ладно бы он сказал все это на какой-нибудь конференции по безопасности или хотя бы в интервью авторитетному СМИ, которое вдруг ни с того ни с сего заинтересовалось бы тем, что там Ильвес думает по разным вопросам. Так нет же, это было всего лишь высказывание бывшего президента в интернете, в его блоге на Twitter, которое он, возможно, сделал лежа на диване, жуя бутерброд и болтая в то же время с домочадцами.
«Вероятно, необходим временный запрет на все визиты из России, я говорю о любых визитах,— написал он.— До вторжения в Крым эти люди высокомерно требовали безвизового режима с Евросоюзом. Надо просто заморозить все визы, кроме экстренных случаев в семье. На кону безопасность Европы. Хватит».
Новостные сообщения об этом тиражируются в российских СМИ под заголовками, начинающимися, например, как «экс-президент потребовал», «в Эстонии предложили», и на них уже отреагировали МИД России и многочисленные, скажем, ТВ-эксперты. История получилась чрезвычайно скандальной и резонансной несмотря на то, что все-все-все отчетливо понимают, что никакой запрет въезжать в ЕС гражданам РФ невозможен в принципе и обсуждать тут совершенно нечего.
Нелепость высказывания Ильвеса в том, что он им, вроде как, отреагировал на дипломатический скандал, обвинения со стороны Чехии в адрес России в подрыве в 2014 году складов боеприпасов на ее территории. Якобы, это было дело рук известных диверсантов Петрова и Баширова, недоотравивших несколько позже Скрипаля. Нелогично, собственно то, что, согласно распространенной чехами информации, агенты Главного разведывательного управления РФ проникли в Чехию по поддельным молдавскому и таджикскому паспортам, то есть запрет на въезд в ЕС всем россиянам нисколько не помешал бы им добраться до складов.
Это мне напоминает, как в РФ в свое время было невозможно купить карту для телефона без предъявления внутреннего паспорта РФ, чтобы мобильная связь, не дай бог, не попала в руки террористов.
Зачем Ильвесу потребовалось оглушительным образом напомнить о себе? Зачем он показал себя таким радикалом, что даже EKRE его утихомиривает и высказывает несогласие с предложением закрыть Европу для граждан РФ? Да какая разница, зачем, совершенно неважно.
Важнее действительно то, как легко получается новость недели из того, что новостью вообще быть по-хорошему не должно, как легко в современном мире обратить на себя внимание огромных масс людей. Для этого даже необязательно вставать с дивана.
Это был разговор о том, как рождаются из пустоты новости в большом мире, но чем ближе осенние выборы в органы самоуправлений Эстонии, тем больше таких новостей будет на местах. Кандидаты и их группы поддержки будут стараться захватить внимание избирателей, прежде всего, в интернете, попасть посредством соцсетей в новостную повестку. Для этого же надо совсем немного – некоторая фантазия, умение высказаться ярко и пара минут времени.
На этой неделе одна нарвитянка прислала нам письмо, в котором высказала тревогу по поводу того, как легко сейчас организовать кампанию против кого-то или чего-то, написав на сайте петиций обращение по любому поводу и объявив через соцсети сбор подписей под ним.
Она высказалась конкретно о сборе подписей за неподписание договора с новым старым главным архитектором Нарвы Пеэтером Тамбу, при том, что не подписать договор с ним, уже признав победу Тамбу в конкурсе, город не мог, это было бы незаконно и архитектор тут же подал бы в суд.
Этот сбор подписей не был организован какой-то политической силой, во всяком случае, ни одна из них не заявила о своем авторстве, но, уверяю вас, скоро появятся и те петиции, которые будут открыто продвигать политики, кандидаты.
Это же так просто, в самом деле, и так эффективно. Главное выбрать насущную проблему, составить текст позабористей, да растиражировать призывы ставить подписи в том же Facebook.
Не надо, как в былые времена отправлять сторонников бегать с подписными листами по улицам и торговым центрам. Вообще, необязательно проводить какие-то акции в реальном мире, когда интернет стал главным средством коммуникации даже для тех, кто еще вчера смотрел на него как на склад смешных картинок и видосиков.
Коронакризис подтолкнул процесс развития социальной активности именно в интернете, который и так уверенно шел, и в условиях замораживания общественной жизни оффлайн главные предвыборные сражения будут происходить в сети. Те, кто половчее, кто не лезет в карман за словом, не стесняется популизма и передергиваний, а рациональности высказывания предпочитает его яркость, окажутся в выигрыше. А, может быть и не окажутся, если изрядно выросшее число активных пользователей соцсетей успеет вырастить в себе к выборам критичность к высказываниям тех, кто претендует на власть. Особенно к высказываниям тех, кто ведет свою предвыборную кампанию, не вставая с дивана.