Народное выступление не остановило депутатов: Райк отправили в отставку

0
343
Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
Свергнутую Катри Райк нарвитяне завалили цветами, далеко не все из которых купили сами. Фото: Роман Викулов

В минувшую субботу мэра Нарвы Катри Райк отправили в отставку решением 19 депутатов, 18 членов новой правящей фракции «Нарва» и примкнувшего к ним Игоря Андреева, избранного в горсобрание по «Списку Райк». Это было предсказуемо – в начале недели выражение недоверия инициировало 18 депутатов из 31-го.

- Реклама -

Неожиданным было то, что на предшествовавший заседанию митинг в поддержку Райк и ее курса развития города пришло очень много народу – около 300 человек. Исключительное событие для Нарвы, такого еще не было.

Пришло людей больше, чем ожидали организаторы

Включавшая около 15 человек, в абсолютном большинстве – рядовых жителей Нарвы, инициативная группа, организовывавшая митинг, подавая заявку в полицию о его согласовании (ее направил поддерживающий Катри Райк, а, прежде всего, план создания при участии города Квартала культуры в Старопрядильной фабрике Кренгольмской мануфактуры художник-акционист Вован Каштан), оптимистично указала в ней, что предполагается участие 300 человек. Сделала это «с запасом», на всякий случай.

Угадали — примерно столько людей, а, скорее всего, даже чуть больше, побывало на площади с 9.00 (начало митинга было зарегистрировано на 9.30) примерно до 11-ти. О точности этой оценки, в частности, свидетельствуют съемки с дронов (тут надо учитывать, что была некоторая ротация, люди приходили-уходили, не находились все одновременно на месте), а главное то, что на Ратушной площади собирались подписи под обращением к депутатам в поддержку Катри Райк и ее курса. Там под ним подписалось больше 240 человек, разумеется, не все из пришедших. В предыдущие дни так поддержать мэра нарвитянам, например, на улицах города или в интернете, не предлагали.

«Да, цветы купили заранее, но на народные деньги»

Много кривотолков вызвал один из ключевых моментов акции в поддержку мэра – вручения Катри Райк красных роз с длинными стеблями, одинаковыми как на подбор, факт раздачи роз присутствовавшим на площади.

«Наш призыв приходить с длинными красными розами, которые Катри Райк называла в своей книге «Моя Нарва» символом города, очень широко распространился, прежде всего, благодаря СМИ, — говорит член команды организаторов митинга нарвский парикмахер Надежда Юрсон. — Многие так и сделали. Но розы также раздавались на месте, чего никто не скрывает. Эти розы были куплены благодаря денежным переводам нарвитян, в том числе тех, кто живет за пределами города, тех, кто не смог сам прийти по другим причинам (имена многих известны всей Нарве, но было бы некорректно их обнародовать без согласия этих людей), а также множества других сторонников Райк, перемен в городе, дальнейшего сближения Нарвы и всей остальной Эстонии. Мы призвали сдавать деньги именно на цветы, и когда длинные красные розы во всех магазинах Нарвы закончились, а цветов было уже более, чем достаточно, объявили о том, что деньги больше присылать не надо. Это было еще в обед пятницы, почти за сутки до акции».

Люди на площади сами рисовали себе плакаты, кричали лозунги в поддержку Райк, в основном «Катри – наш мэр!», а депутатам большинства — «Позор!», общались между собой, создали мелками на асфальте большое сердце Нарвы, внутри которого было много чего, а, прежде всего, уходящий мэр, писавшая, что Нарва – в ее сердце.

18 + 1

Народное выступление выражение недоверия не остановило, никто не дрогнул, не передумал.

За отставку Райк проголосовали члены правящей теперь в городе фракции «Нарва», все входящие в нее 18 депутатов: Екатерина Голубцова, Вадим Орлов, Елена Каврус, Надежда Черкашина, Александр Ефимов, Елизавета Чертова, Елена Пахомова, Алексей Евграфов, Виктория Лутус, Татьяна Стольфат, Екатерина Платонова, Ирина Янович, Алексей Мяги, Андрей Иванкив, Михаил Стальнухин, Наталия Умарова, Тамара Комлова , Светлана Лешихина. Также за выражение недоверия мэру руку поднял Игорь Андреев, избравшийся в 2021 году в горсобрание в составе «Списка Катри Райк». Подписи Андреева не было под инициирующим рассмотрение вопроса документом, но менее за неделю он решил встать на сторону противников Райк.

Против отставки мэра проголосовали Юрий Рауд, Роман Бойко, Яна Кондрашова, Владимир Жаворонков, Денис Ларченко, Андрей Фишер, Анна Коваленко, Антон Праткунас.

Ключевые претензии к Райк и ее ответы на них

Развал предыдущей коалиции, напомним, был внезапным, также как и поддержка отставки мэра депутатами входившей в нее фракции Центристской партии Narva Heaks (председатель – Алексей Евграфов), взявшей на себя месяц назад коалиционным договором обязательство сохранить Катри Райк на этом месте.

В субботу непосредственно в зале городского собрания, докладывавший вопрос лидер нового большинства, фракции «Нарва», Алексей Евграфов в обоснование необходимости выражения недоверия мэру назвал пять причин. На заседании Катри Райк никак их не прокомментировала, просто поблагодарив всех собравшихся, а от правящего большинства никакой благодарности не дождавшись.

Райк ответила на прозвучавшие обвинения для «Города». Приводим ее ответы вместе с причинами для недоверия.

1. Алексей Евграфов. Нарушено эффективное взаимодействие между мэрией и городским собранием. Действия управы существенно затрудняют работу городского собрания, что негативно влияет на своевременность и качество принимаемых важных для города решений. Документы из горуправы могли поступать в производство городского собрания с опозданием и зачастую являлись непродуманными и слабо подготовленными. Например, поправки к дополнительному бюджету поступили всего за два часа до заседания, из-за чего было невозможно детально изучить и обсудить их. Неоднократно были случаи, когда комиссии городского собрания были вынуждены отправлять проекты на доработку или управа сама отзывала их, тем самым признавая свою неудовлетворительную работу.

Катри Райк. По единственному приведенному конкретному примеру – допбюджету – могу сказать, что ключевые изменения касались планирующегося футбольного холла, за который депутаты в итоге проголосовали «за». Другие изменения были не существенны. Мы целенаправленно работали над тем, чтобы депутаты получали документы за три недели до заседания, но бывают исключения, именно исключения.

2. Евграфов. Задержка с реализацией ключевых проектов. Это не только привело к увеличению стоимости работ, но и стало причиной роста долговой нагрузки для города. В результате долговая нагрузка города выросла в 1,7 раза за три года. В 2020 году эта цифра была 28 миллионов, а теперь 47 миллионов евро.

Райк. Даже в более благополучные времена за период с составления сметы масштабного проекта до строительства цены на его реализацию, на строительные работы успевали меняться очень сильно, что вызывало удорожание. Мы как раз старались закладывать больше денег, чтобы не было последующего резкого роста, но в условиях войны в Украине столкнулись с новыми реалиями на строительном рынке, с чрезвычайной ситуацией, в которой, как все понимают, не виноваты.
Я надеюсь, новая власть сможет справляться с этой задачей эффективнее, но переживаю за запланированное нами строительство общего школьного здания для Пяхклимяэской школы и школы Паю, за новое здание больницы.

3. Евграфов. Работа городской управы непрозрачна. Оппозиция регулярно представляла запросы мэру о деятельности управы и самого мэра. Как оказалось, это было бесполезное занятие, так как ответы были некорректные, неполные, а и иногда и неправдивые, чтобы скрыть или завуалировать истинное положение дел. Например, ответ о членствах в советах, где Катри Райк не указала полную информацию о своём членстве в советах и, соответственно, скрыла от общественности часть своего дохода. Есть несколько примеров того, когда у депутатов были сомнения в законности действий управы и муниципальных учреждений, после чего Катри Райк обещала обратиться в правоохранительные органы, но так и не сделала этого.

Райк. Говоря о моем членстве в советах, я просто забыла об одном из них. Это обвинение мне особенно странно слышать, так как оно предполагает, что у меня есть хоть какая-то возможность утаить такую информацию. Она находится в открытом доступе, и при желании найти ее можно за несколько минут.
По поводу законности действий в учреждениях речь идет, я так понимаю, о перерасходовании средств в Нарвской больнице в прошлом году, других примеров я не знаю. Я уже давала комментарии по этому поводу. Да, это была серьезная проблема, но мы усилили контроль, отчетность сделали более регулярной, но никакого обещания с моей стороны обратиться в правоохранительные органы не было. Я говорила о том, что они уже в курсе ситуации, но, вероятно, возникло непонимание из-за того, что говорила об этом на эстонском.

4. Евграфов. Управленческие ошибки и неспособность выстроить нормальную коммуникацию с жителями города, привели к постоянному напряжению в городе. Жители города не понимают решения мэра. Как примеры можно привести реорганизацию городской сети учреждений образования, в ходе утверждения которой было проигнорировано мнение работников школ и детских садов, попечительских советов, родителей и учеников. Можно вспомнить уже печально известный новый порядок по социальному жилью, который нарушает права нанимателей, имеющих договор на муниципальное жильё. Решение по отмене льгот на аренду муниципальных помещений для недоходных объединений ставит под угрозу их существование с учётом резкого подорожания тепла. Необходимо упомянуть отказ мэра Райк от продолжения с восторгом принятой горожанами программы «Гражданская инициатива», хотя, будучи в оппозиции она сама настаивала на её реализации.

Райк. Коммуникации с нарвитянами мы уделяли особое внимание, считая это принципиально важным делом. Организовали много встреч с горожанами по самым разным вопросам, информировали население всеми возможными способами о городских делах, не оставляли ни одного вопроса журналистов без ответа.
Реорганизация сети образования – тяжелейшая во многих смыслах задача, решением которой нас вынуждает заниматься демографический кризис и, если говорим о школах, то еще и требование государства о сокращении учебных площадей, которое было условием получения 15 миллионов евро на реконструкцию Кесклиннаской школы. Непосредственные решения о закрытии Солдинаской школы и 6 школы придется принимать уже новому большинству, если оно не готово возвращать многие миллионы государству.
Никогда педагогические коллективы, попечители, родители, ученики не будут выступать за то, чтобы их учебные заведения закрыли. Неужели кто-то в этом сомневается? Это всегда непростые вынужденные решения, расходящиеся с интересами больших групп людей. 
С социальным жильем мы как раз решили давнюю проблему, когда оно предоставлялось по личному желанию или нежеланию руководителя Narva Linna Elamu: «этому даю комнату, а этому не даю». Приняли порядок предоставления жилья, нормализировали процедуру.
Отмена льгот для некоммерческих организаций тоже была тяжелым решением, но надо понимать, что она возможна только благодаря финансированию из городского бюджета, а с ним у нас все очень непросто, пришлось делать выбор в пользу более важных задач.
С гражданскими инициативами у нас такая ситуация, что накопились предложенные нарвитянами, но пока нереализованные идеи. Надо сначала сделать то, что горожане уже предложили, например, построить на реке слип для лодок, а потом объявлять конкурсы на новые проекты.

5. Евграфов: Мэр неоднократно проявляла неуважение к сотрудникам муниципальных учреждений и жителям города, что создает напряженность и не способствует эффективному управлению. Из городской управы постоянно уходят специалисты, и если так продолжится, то скоро будет некому работать. Ну и если высказывание о том «что образ нарвитянина для Катри Райк – это мужчина 60+ с поломанной гвоздикой и пакетом из Maxima» еще можно с натяжкой принять за литературный прием, то предложение педагогам, которым грозит массовое увольнение, отправиться работать на завод не выдерживает никакой критики!

Райк: Ротация кадров в такой большой организации как городская управа – обычное дело, а почему люди уходят, надо разбираться с каждым конкретным случаем. Примеров нет. Реорганизация управы, более эффективная работа департаментов была одной из ключевых, очень сложных наших задач, пока не выполненной.
С огромным уважением отношусь к нарвитянам, никогда не позволяла себе пренебрежительных высказываний в их адрес. Эти примеры вырваны из контекста, поданы тенденциозно, а в первом случае речь идет о том, чего не было. Я говорила, что мужчина с поломанной гвоздикой и пакетом Maxima – это образ нарвитянина созданный в конкретный момент конкретным СМИ, а именно ERR, которое, представляя мнение горожан, показало только такого человека. Не взяло интервью больше ни у кого. Говорила о том, что нам нужно подавать Нарву так, чтобы она предстала перед остальной Эстонией во всем ее многообразии, в том числе замечательных людей ее населяющих и их мнений.
Слова об учителях тоже подавались неточно. О том, что кто-то из них сможет трудоустроиться на заводе магнитов мне говорили его руководители, обращая внимание на то, что там нужны будут проверяющие качество сотрудники, готовые к скрупулезной работе. Я сама учитель в третьем поколении и очень хорошо понимаю, что «однажды учитель – это учитель навсегда». Реальность такова, что большое количество рабочих мест нам обещают только заводы, и это лучше, чем ничего. Прошу прощения, если кого-то все-таки задели мои слова. Подчеркну, что требования к учителям по владению эстонским языком установлены государством. Это данность, также как и то, что очень многие из них, в связи с этим, останутся без работы.

Роман Викулов

Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
Катри Райк, вотум, митинг в поддержку Райк
- Реклама -
Предыдущая статьяСерия душевного здоровья открывает второй сезон выставкой в ​​Нарве
Следующая статьяРазрушен советский памятник, до которого нарвским властям дела не было
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии