С 14 по 19 июня в Ида-Вирумаа, в поселке Вока проходил международный фестиваль современного искусства граффити. Мария Самбуренко – известная в Нарве и за ее пределами художница, была приглашена к участию. С интересом узнаем, как прошел фестиваль и что сама художница думает про оживающие городские стены.
— Мария, как прошел фестиваль?
— Меня пригласили на фестиваль и я, конечно, согласилась. Мне присылали на выбор различные стенки. В итоге я выбрала самую большую из предложенных. Далее последовал выбор рисунка и создание эскиза. Художникам была предоставлена свобода, которую мы так любим. Организаторы взяли на себя все договоренности по поводу согласования с управой поселка. Участники были обеспечены всем необходимым – краски, кисти, подъемник. Сложность была лишь во временном ограничении – у меня была неделя. С чувством благодарности отмечу, что фестиваль проходил параллельно с моей работой педагогом в гимназии. Директор отнесся положительно и предоставил возможность совмещать основную работу с творческой деятельностью. Для удобства участников были предоставлены все необходимые условия – питание и проживание. Фестиваль предполагал знакомство художников из разных городов и стран. Были художники из Таллина и Финляндии. Благодаря проекту я познакомилась с художником из Германии. На данный момент мы рассматриваем вариант сотрудничества.
— Как вы пришли в мир граффити?
— Началось с того, что я попала в художественную школу к Виталию Кузнецову. В этой школе мы жили, ели и вместе ходили в походы. Сейчас я понимаю, что в тот период жизни в душе зародилось творчество. Учитель был для меня уважаемым и близким человеком, словно часть моей семьи. Учил, что творчество не материально, творчество – это о душе. Когда ты творишь, ты получаешь наслаждение. Эти напутственные слова навсегда остались в моем сознании. Я была ребенком лет 6, когда пришла в Художественную школу. Виталий стал для меня наставником и рассказывал даже больше, чем родители. Школа распалась, я пошла учиться в университет. В то время уже студентом я зарабатывала, расписывая стенки и потолки. Позже повзрослев, я убеждалась, что творчество — порыв, твоё видение и твоя идея.
— Помните ваше первое граффити?
Первое граффити сделано в Нарве за общественной баней, около железной дороги. Первый опыт работы на улице, на подъёмнике и с баллончиками краски. С одной стороны, мне дали свободу полета фантазии, с другой было ограничение по времени – два дня. Этот рисунок почему-то много сравнивали с работой на 6 школе. После этого я стала рисовать то, что я хочу. Я всегда думаю о том, кто будет смотреть мои работы. В Нарве живут непростые люди. Встречается и осуждение. Принимая эту особенность, я рисую более мягкие вещи. Ведь граффити могут быть очень разными, даже провокационными или политическими. Я нахожу баланс между тем, что нравится мне и нравится другим людям. Я не иду на поводу, но чувствую вкус горожан и нахожу баланс. Уважаю конструктивную критику, которая опирается на факты. С удовольствием поддерживаю художественные движения в городе. Например, с коммерческих заказов порой остаются некоторые материалы. Если бы мне давали больше возможностей, то я с удовольствием буду рисовать в городе бесплатно, используя свои материалы.
— Как происходит выбор стенки в городе?
Когда я вижу подходящую стенку, то звоню хозяину и договариваюсь. Если он не против, то приступаю к работе. По необходимости обращаюсь в городскую управу к Денису Полубоярову, либо раньше к Ивану Сергееву. Если я встречаю одобрение, то отправляю по необходимости эскиз и приступаю к работе.
— Как реагируют люди, которые видят ваш процесс работы?
Люди часто задают вопросы и обычно эти вопросы похожи. Общение с людьми – это тоже часть работы, которую можно сравнить с театральным представлением. Люди очень любопытные.
С улыбкой вспоминаю случай, когда я работала у Общества слепых, где люди с ограниченными возможностями делают кисти. Они привезли и поставили рядом со мной коробку кистей. Было и такое что во время работы меня угощали мороженным и даже сосисками. Подобные знаки внимания очень приятны и даже просто поднятый кверху большой палец дарит энергию позитива часа на три.
— В чем секрет, как маленькое изображение оживает в объемах стен различных форм?
— Мне помогают эскизы, хоть с ними всё и сложно. Раньше я всегда работала без них. В голове есть какие-то кусочки, но общего рисунка нет. Он формируется в процессе. Сейчас я могу использовать современные технологии. У меня есть фотография здания, она загружается на планшет. С помощи ручки-стилуса и планшета я наношу эскиз на здание, и далее продолжаю рисовать согласно размерам. В нужных местах я делаю засечки. Таким образом я вижу направление линий. Важен опыт. Каждый раз я наношу линию и отхожу, чтобы рассмотреть. Потом работаю с цветом.
— Есть ли мечта?
— Я бы очень хотела порисовать в другом городе, получить интернациональный опыт. Интересуют фестивали Санкт-Петербурга и Финляндии.
— Ваше послание для тех, кто в поисках вдохновения?
— Нельзя судить. Очень важна поддержка. Если хочешь сказать плохое человеку, то лучше промолчи. Дай возможность расправить крылья и творить. Иначе город будет стоять на месте. Сейчас так много начинающих ребят – это очень хорошо. Важно уберечь их от агрессивной критики. Поддержать чем угодно – хоть кисточками, хоть сосисками! Уверена, если поступать именно так, то город Нарва будет расцветать!