Как достичь мира в «террариуме единомышленников»

0
524
Квартирные товарищества
Карикатура газеты Город. Автор DBD

Одними из ярких, запоминающихся событий прошлого года стали собрания квартирных товариществ. Выборы новых составов правлений, председателей, обвинения (иногда голословные, зачастую — обоснованные) в адрес действующих домоправителей, забирали много сил, эмоций жильцов. И явно не способствовали укреплению добрососедских отношений.

- Реклама -
Елена Вальме
Елена Вальме, председатель Союза садоводческих товариществ Нарвы. Фото предоставлено Еленой Вальме

Происходило это не только в Нарве. Бури при решении квартирного вопроса сотрясали как столичные квартирные товарищества, так и небольшие города, где, казалось бы, соседи должны лучше слышать и понимать друг друга.

Продолжатся ли бои в этом «террарии единомышленников», как метко обозначил способ решения вопросов в товариществах Вайнгорд, и в этом году — покажет ближайшее время. Бухгалтерии товариществ заканчивают годовые отчеты, председатели готовятся к ежегодным собраниям, правления планируют дальнейшую хозяйственную деятельность, инициативные жильцы, вероятнее всего, также находят свой фронт работы.

И все, казалось бы, на благо и процветание нашего общего дома. Но что делать, если решение конкретных вопросов или неприятие методов и стилей существующего управления не находит согласия «в товарищах»?

Казалось бы, все стало проще, когда в 2018 году был принят «Закон о квартирной собственности и квартирных товариществах». Но и выполнение этого Закона как, впрочем, и любого другого, зависит от их грамотного прочтения. А здесь без специалиста–юриста разобраться сложно.

Законодатель определил только один способ решения зашедшего в тупик конфликта в КТ. Это обращение в суд, что всегда чревато сложностями. Мало того, что суды и так уже завалены всевозможными исковыми обращениями и зачастую не в состоянии принимать оперативные решения, так для рядовых квартирособственников судебное разбирательство является еще и довольно затратным (услуги юриста, государственная пошлина, перевод на эстонский язык документов). Все это часто заставляет не связываться даже с явными нарушениями Закона, махнуть рукой на спорные решения домоуправлений и смириться с мыслью, что несправедливость победила.

Активную роль в вопросах управления квартирными товариществами в Нарве многие годы играла уже бывший председатель комиссии Нарвского городского собрания по товариществам Елена Пахомова. Ее роль при участии в собраниях, как предписывалось, была ограничена доверенностью от городской управы на представительские полномочия от имени собственника муниципальных квартир. Но кто будет обращать внимание на такую незначительную деталь, как конкретно ограниченные полномочия? Присутствие высокого начальника на собраниях квартирных товариществ значительную часть квартирособственников ставило в состояние ступора, и чаще всего по сути определяло итоги проведения собраний.

Правда, оказались среди товарищей и настоящие «буйные». Закон ведь позволяет проводить процедуру «выборы-перевыборы» до бесконечности. Или пока силы не иссякнут у какой-то из противодействующих сторон. Или пока документы не будут переданы в долгое судебное производство, к чему периодически приводила деятельность Пахомовой, как представителя города. При этом работа правлений КТ, не сумевших в досудебном порядке договориться, кто из спорящих сторон более прав, оказывалась в этом случае заблокированной до лучших времен.

Активное участие г-жи Пахомовой в деятельности квартирных товариществ Нарвы, судя по всему, и стали причиной отзыва ее доверенности на представление интересов муниципальных квартир на собраниях КТ. Данное распоряжение мэра Нарвы Катри Райк вызвало ответную реакцию 18 председателей КТ. Инициаторы письма, адресованного мэру Нарвы — в том числе и члены прежнего состава комиссии по квартирным товариществам, вступились за своего многолетнего председателя. В письме на имя мэра, в частности, помимо дифирамбов в адрес г-жи Пахомовой, подписавшиеся председатели КТ задавались и вопросом — а найдется ли в Нарве другой такой, все знающий и умеющий по части квартирных товариществ, при этом еще и грамотно помогающий председателям, представитель от города?

Но, собственно говоря, почему, нельзя, представляя городскую собственность на собрании в КТ, не оказывать при этом влияния на дела в квартирном товариществе? Ведь одно дело — контролировать исправность коммуникаций в муниципальном жилье, следить за своевременной оплатой счетов товарищества арендаторами, принимать оперативные меры, если наниматели муниципального жилья нарушают правила общественного порядка. И совсем другое — оказывать консультационные услуги отдельным председателям правлений? Как говорится — почувствуйте разницу в том, как представлять интересы города-собственника в квартирном товариществе: решать текущие конкретные задачи — или консультировать правление, может быть, о том, как бороться с теми, кого не устраивают установленные порядки в доме, то есть с «инакомыслием»?

И почему бы нынешним властям Нарвы не обратиться к опыту Таллинна, где городская власть давно уже создала специальную комиссию, в которой специалисты разного профиля помогают решать конфликты в КТ, тем самым не доводя их до суда? И эти проблемы решаются коллегиально, что исключает определяющее влияние одного чиновника.

Об этом опыте Таллинна постараюсь рассказать в следующих номерах «Города».

Елена Вальме

- Реклама -
Предыдущая статьяФракция «Кодулинн Нарва» развалилась
Следующая статьяЕжедневный отчёт департамента здоровья на 14 февраля — плюс 667 случая COVID-19 и 4 смерти
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии