Итак, свершилось – 20 октября Государственный суд Эстонии постановил, что пенсионная реформа, цель которой – сделать вторую накопительную пенсионную ступень добровольной, не противоречит главному закону страны, то есть Конституции.
Напомним, что 29 января 2020 года Рийгикогу одобрил предложенную правительственной коалицией пенсионную реформу, которая предусматривает возможность добровольного выхода из второй пенсионной ступени. То есть дает право человеку, накопившему при участии в ней денежные средства, распорядиться ими по своему усмотрению – забрать их сразу, использовать в качестве каких-то инвестиций, или же оставить в пенсионном фонде.
Однако тогда президент Эстонии Керсти Кальюлайд, используя данное ей право, отказалась провозглашать принятый парламентом закон, обосновав свое решение тем, что он якобы вступает в противоречие с Конституцией нашей страны. Из-за этого закон вернули на повторное рассмотрение в Рийгикогу, где он опять был принят без изменений. В марте президент вновь не провозгласила, а отправила спорный закон в Государственный суд, который в октябре, наконец-то, принял решение – но не в пользу главы Эстонского государства.
Полное торжество демократии
Вся эта эпопея внешне смотрится прямо-таки полным торжеством демократии в нашей стране. Президент, неподвластная политическому влиянию, отказывает в одобрении закона, принятого малосимпатичным ей коалиционным правительством. А беспристрастный Госсуд, в свою очередь, решает, что Керсти Кальюлайд ошибается в ее попытке увязать финансовые вопросы с правами, которые гарантирует эстоноземельцам наша Конституция. Демократия вовсю торжествовала и в работе самого Госсуда, когда в процессе принятия решения семеро судей выступили в поддержку мнения президента. Но победило мнение большинства, которое решило иначе.
И, в этот же день, Керсти Кальюлайд провозгласила этот закон, поясняя свои действия в частности, такими словами: «… В Госсуде не выигрывают и не проигрывают, а добиваются правовой ясности…».
За эти прошедшие полгода в ожидании решения Госсуда было сломано огромное количество копий в спорах на самых разных уровнях – принесет ли благо означенная пенсионная реформа, или же правительство выпустит на волю разрушающего нашу экономику джина? Сойдет ли на нас денежная благодать или зароем свои деньги, как Буратино, на поле дураков, ловким финансистам на радость?
Одни специалисты утверждали в СМИ, что снятые с накопительных счетов деньги, почти наверняка, будут потрачены зря «… учитывая финансовую безграмотность населения… «, а проблема состоит в том, что «… люди не готовы к тому, чтобы самостоятельно принимать решения…». Как-то даже оскорбительно звучит, не правда ли, практически поголовно всех тупицами обозвали? Ведь эти деньги, вроде как очевидно, явно не будут закопаны под яблоней на даче, а потрачены на товары и услуги – то есть включатся в финансовый оборот страны.
Вот и председатель парламентской комиссии по социальным делам Тынис Мёльдер заявляет что, согласно решению Госсуда: «… приведенные президентом аргументы о якобы возможных негативных последствиях пенсионной реформы не являются состоятельными…».
Нынешняя пенсионная система действует без изменений уже почти 20 лет, и ее, по мнению Мёльдера, нельзя считать удачной. «Она, скорее, малоэффективна и выгодна лишь пенсионным фондам», заявляет он. Кстати говоря, по утверждению присяжного адвоката Тармо Пильва, президент Керсти Кальюлайд когда-то работала в Hansapank инвестиционным банкиром, а затем, в роли экономического советника премьер-министра, сама занималась привязкой второй ступени к пенсионной реформе. Возможно, ее принципиальная позиция весной этого года во многом и определялась профессиональной спецификой мышления руководящего банковского работника?
Вдруг все спустят в казино?
Но ведь такая позиция прямо противоположна мнению пенсионера, который, выйдя на заслуженный отдых, вместо красивых обещаний о безбедной старости, когда его уговаривали добровольно вступить во вторую ступень, вдруг обнаруживает, что накопив почти 10 тысяч евро, будет получать в месяц выплату чуть больше 30 евро. Причем долгие годы, пока не закончатся накопленные деньги. А на случай преждевременного ухода он может отписать получение остатка наследникам. Но почему мы не можем потратить эти деньги, как хотим сами, может быть, на исполнение своей давней мечты? – резонно спрашивали эти самые пенсионеры. И им никак не понять утверждения, что реформа противоречит конституции, якобы лишая права на помощь от государства в старости. Ведь основную пенсию никто у них и не отбирает.
Указывается, что реформа второй пенсионной ступени в Эстонии затронет 748 500 человек, которые в общей сложности накопили 4,8 миллиарда евро. Кто-то утверждает, что изъятие даже половины этой суммы из пенсионных фондов едва ли не взорвет всю экономику страны, что крайне опасно в нынешней почти кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса.
Пенсионеры получают крохи
Но неужто вся экономика Эстонии держится именно на пенсионных фондах? Вот факты – сегодняшняя доходность эстонских пенсионных фондов низкая, поэтому люди, рассчитывавшие получать существенную прибавку к основной части пенсии, вместо этого обрели крохи. А во многих странах мира пенсионные фонды выполняют и другую функцию, развивая деятельность, направленную на повышение уровня жизни пенсионеров. Консультант по экономическим вопросам Леонид Цингиссер отмечает, что хотя крупнейшие банки, работающие в Эстонии, основаны на шведском капитале, в Швеции пенсионные фонды зарабатывают больше, чем у нас. «И при одинаковых приблизительно взносах в течение одного и того же накопительного времени эстонец, вкладывавший деньги в эстонский фонд, выйдя на пенсию, получит в полтора раза меньше шведа, вкладывавшего их в шведский фонд», утверждает он. Другим уменьшающим доходы эстонских пенсионеров фактором называют слишком дорогое управление эстонскими фондами в сравнении с теми же шведскими.
Сторонники того, чтобы предоставить людям самим решать, что делать со своими пенсионными накоплениями, также заявляют, что эстонские пенсионные фонды на самом деле работают за рубежом, а не на благо экономики Эстонии. При этом показательна ситуация с эстонским банком LHV, который громко заявлял о том, что его пенсионный фонд инвестирует исключительно в Эстонию. Однако в ноябре прошлого года, когда в Эстонии заговорили о намерении правительства сделать вторую ступень добровольной, сообщили о закрытии пенсионного фонда, потому что, по мнению руководства AS LHV Varahaldus, это решение затормозит возможность инвестиций в эстонские предприятия.
Однако, так или иначе, но окончательное решение принято – пенсионной реформе быть. И при этом, думается, что если бы дать людям возможность убедиться, как успешно работают их пенсионные накопления, принося ежемесячно им хоть и мизерное, но все-таки увеличение этой суммы на счету, а государство обеспечило бы гарантии покрытия инвестиционных рисков для каждого участника пенсионных ступеней, подавляющее большинство и не подумало бы выводить из них деньги. Причем именно при возможности это сделать в любой момент.
А пока остается ждать, чем аукнется всем нам пенсионная реформа.