Портал поиска работы CVKeskus.ee провел исследование среди более чем 3400 работников, чтобы выяснить, в каких сферах можно уже сегодня работать с более коротким рабочим днем и готовы ли работники ради 6-часового рабочего дня потерять в зарплате.
Почти две трети работников (65 %) не согласились бы на уменьшение зарплаты ради 6-часового рабочего дня. В противовес им, 28 % отметили, что согласились бы на меньшую зарплату. Почти каждый четвертый работник (23 %) согласился бы ради более короткого рабочего дня на 10-процентное уменьшение зарплаты, 3 % – на 20-процентное уменьшение, а 1 % работников готовы во имя 6-часового рабочего дня получать зарплату даже на 30 % меньше. Кроме того, 7 % работников отметили, что их рабочий день уже сейчас составляет менее 8 часов.
«Если с завтрашнего дня был бы введен 6-часовой рабочий день, то резко выросла бы тенденция сверхурочной работы, – считает менеджер по маркетингу CVKeskus.ee Хенри Аувяэрт. – На эстонском рынке труда царит дефицит рабочей силы, вызвавший у работников рост трудовой нагрузки. В связи с увеличением рабочей нагрузки многим работникам не хватает даже 8-часового рабочего дня, а последние исследования показали, что сверхурочную работу выполняют 43 % работников. Однако подобное перерабатывание не является жизнеспособным решением проблемы дефицита рабочей силы».
На фоне остальных сфер явно выделяется сектор инфотехнологии, где почти половина отвечавших (47 %) готова потерять в зарплате ради того, чтобы меньше работать. Каждый десятый работник ИТ-сектора готов пожертвовать даже 20 % своей зарплаты, чтобы не работать по 8 часов в день. В результате исследования также выяснилось, что в ИТ-секторе уже сейчас более короткий рабочий день распространен в два раза больше, чем в других сферах – 14 % работников данного сектора отметили, что они работают меньше 8 часов в день.
Из других сфер потерять в зарплате ради более короткого рабочего дня согласны представители сферы ассистирования (35 %), а также работники сферы маркетинга, рекламы и PR (34 %). Меньше всего согласны потерять в зарплате ради более короткого рабочего дня работники государственного сектора (19 % отвечавших).
Меньше всего работают с коротким рабочим днем в транспортном секторе и секторе логистики, где всего 3 % работников отметили, что работают меньшее количество часов в день. Сложная ситуация наблюдается также в промышленности и производстве, где в реальности наслаждаться коротким рабочим днем могут всего 4 % отвечавших. В промышленном секторе готовность меньше зарабатывать ради более короткого рабочего дня выразили 27 % работников.
Не лучше обстоят дела в сфере продаж и среди руководителей, где укоротить рабочий день нет возможности или желания. Таким образом, согласно данным исследования CVKeskus.ee, работник, желающий работать менее 8 часов в день, должен обратить свой взор на ИТ-сектор.
От остальной Эстонии немного оторвались Таллинн и Тарту, где наслаждаться более коротким рабочим днем могут соответственно 7 % и 8 % отвечавших. Однако в этих регионах существует больше ИТ-предприятий. На другом конце шкалы находятся жители Пярну, где всего 3 % работников работают с более коротким рабочим днем.
С каждым десятилетием рабочей силы в Эстонии становится все меньше, и через двадцать лет нам придется довольствоваться гораздо меньшим числом работников, а, следовательно, и меньшими затратами времени на работу. «Нам неизбежно придется двигаться в том направлении, когда зависимость от проведенных на работе часов начнет уменьшаться, – считает менеджер по маркетингу CVKeskus.ee Хенри Аувяэрт. — Автоматизация и переход на цифровые технологии – это тенденции, которых не может избежать и рынок труда Эстонии, и которые, по всей вероятности, помогут нам меньше зависеть от времени, поскольку машины берут на себя рутинные задачи, отнимающие много времени. Однако сегодня в Эстонии существует еще слишком много работ, результаты которых хотят или можно измерять только временем. Более короткий рабочий день в этих сферах означал бы отрицательное влияние на результаты предприятий и в целом на экономику».
«Обсуждение более гибкого рабочего времени, безусловно, необходимо, чтобы повысить готовность к автоматизации и изменить отношение к работе. Важнее, чем часы, проведенные на работе, должен стать отдохнувший и мотивированный работник, способный внести больший вклад в достижение целей предприятия», – считает Хенри Аувяэрт.