23-24 мая в Нарве состоялся II Эстонско-российский экономический форум «Точка входа». В Нарве собрались более 160 предпринимателей из Эстонии и России. В чём основная цель проведения ставшего уже традиционным форума и в чём отличие состоявшегося в этом году форума от прошлогоднего? Как обстоят дела в промышленных парках IVIA, с какими проблемами они сталкиваются в своём развитии? Сможет ли развитие промпарков IVIA помочь в решении вопросов занятости резко обострившихся в последние дни в Ида-Вирумаа из-за угрозы закрытий нарвских электростанций?
Сегодня собеседник «Города» — директор Нарвского промышленного парка IVIA Вадим Орлов.
Вадим, какие задачи стояли перед форумом?
Одна из главных целей ставшего традиционным форума «Точка входа» – укрепить взаимодействие российских и эстонских предпринимателей, познакомить участников из России с особенностями работы в Эстонии. В рамках деловой программы мы уделили внимание действующим моделям ведения бизнеса в современных непростых экономических условиях, эксперты рассказали о производственных и технологических процессах и их различии в России и Эстонии. Каждый выступающий опирался на свой реальный опыт. Демонстрация таких «живых» кейсов и стала одной из важных черт нашего форума. Для участников мероприятия эти примеры порой нужнее, чем теории.
Ситуация меняется каждый год и порой радикально. В прошлом году, например, основной темой было описание того, как реализовывать проекты на территории Эстонии в условиях, когда банки очень неохотно дают кредиты. В этом году мы говорили о том, что нужно делать, чтобы банк открыл и потом не закрыл расчётные счета для фирм, владельцы которых не являются резидентами Эстонии.
Какие отрасли представляли участники форума?
На этот раз были предприниматели из разных сфер производства. Это представители предприятий, которые думают над тем, чтобы организовать в Эстонии производство электрических скутеров, медицинского оборудования, строительных материалов, мебели, спортивного оружия, продуктов питания. Многие из них уже детально прорабатывают возможность размещения производства в Эстонии. Наша задача — убедить их сделать это именно в Ида-Вирумаа.
В чем основной интерес промышленников из России, почему они готовы инвестировать в Ида-Вирумаа?
Для большинства из них очень важно получить маркировку на свою продукцию «Сделано в ЕС». Это значительно облегчает возможность продавать такую продукцию на мировых рынках. Для получения такой маркировки необходимо разместить часть производственного процесса в одной из стран ЕС. Мы убеждаем их, что наиболее разумно это сделать в Ида-Вирумаа. Так как у нас дополнительно ко всем преимуществам бизнеса в Эстонии добавляется ещё доброжелательное к российскому бизнесу, русскоговорящее местное население — их будущие работники.
Есть мнение, что нормальных специалистов в регионе не осталось. Где их будут брать новые промышленные предприятия?
Да, проблема со специалистами существует. Но она решаема. Есть примеры очень успешного взаимодействия с эстонской кассой страхования от безработицы. Одно из наших предприятий с помощью кассы отобрало и обучило большую часть своих работников. Многие наши предприятия для подготовки своих работников привлекают специалистов из своих головных предприятий в России и Европе. Они используют так называемую систему наставничества, когда молодых толковых работников приставляют к опытному специалисту. Специалисты приезжают запускать сложные технологические процессы и одновременно обучают молодых ребят на конкретном рабочем месте.
То есть старый советский эффективный метод создания квалифицированных кадров?
Да, так сейчас создается так называемая молодая рабочая смена. Мы всегда объективно говорим всем потенциальным партнерам, желающим обосноваться в промпарке, о всех сложностях, которые здесь есть. И в этом, наверное, причина того, что у нас получается успешно развивать наши промпарки — мы честно показываем все плюсы и минусы региона. Такой подход — основа дальнейшего нормального сотрудничества. Ведь, помимо того, что мы обозначаем все проблемы, мы рассказываем, как они могут быть решены.
Я помню, как начиналась история этих промпарков — идея их создания родилась, когда городская власть Нарвы, обеспокоенная созданием новых рабочих мест для нарвитян, искала все возможности?
Да, тогда в переговорах с министерствами участвовал я и Михаил Стальнухин, очень нам помог Станислав Сорокин, который договорился о наших переговорах с вице-канцлером министерства экономики Марикой Приске. Сейчас, оглядываясь назад, я считаю, что проект «выстрелил», потому что мы стали действовать совместно с другими самоуправлениями. В Нарве, например, очень многие проекты пытаются реализовать сами по себе, обособленно, и это часто заканчивается ничем. А мы объединились с Йыхви, Кивиыли и Кохтла-Ярве. Идея, с которой мы пришли на переговоры в Министерство экономики, состояла в том, что для создания новых рабочих мест в город надо привлекать промышленных инвесторов. А куда? У города не было подходящих территорий, чтобы новые инвесторы могли быстро построить современный завод. Мы попросили в собственность города Нарвы пустыри в южной части города по направлению к Прибалтийской электростанции. Нам не сразу поверили, министерство боялось, что мы используем полученную землю не по назначению, распродадим под жильё и торговые центры.
И что тогда?
А тогда мы договорились с Йыхви, Кохтла-Ярве и Кивиыли, и уже вместе предложили проект, как решение региональной проблемы. И это сработало — для реализации региональной задачи было предложено создать Целевое Учреждение «Развитие промышленных парков Ида-Вирумаа». Государство передало нам земельные участки, и в руководство, для дополнительного контроля, включило трех представителей правительства Эстонии — от министерства экономики и коммуникаций, от министерства окружающей среды и от министерства финансов. И вот только тогда удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Мы привлекли из различных фондов более 8 млн. евро на строительство технической инфраструктуры в двух промышленных парках в Нарве (Кадастику и Кулгу), в бизнес-парке в Йыхви и в Балтийском Химическом парке в Кохтла-Ярве.
Как идет сам процесс привлечения инвесторов?
Скажу откровенно, очень сложно. Мы же с вами видим, что даже местные предприниматели, которые могли бы инвестировать в развитие своих предприятий в Нарве, не спешат это делать. Многие инвестируют в недвижимость в других городах Эстонии и даже в других странах Европейского Союза. Сложность нашей задачи в том, чтобы убедить предпринимателей из других стран делать инвестиции в Нарву, несмотря на тот поток негативной информации, который очень часто можно увидеть и прочитать в СМИ. В самом начале, в 2012-2013 году, было особенно сложно. У нас было чистое поле и мы могли только, как тот кулик, лишь хвалить свое «болото». Сейчас чуть легче. Мы можем показать уже работающие предприятия. Познакомить с теми, кто их создал и развивает. Они уже сами откровенно расскажут о плюсах и минусах работы в Нарве.
Сколько человек уже трудоустроено в вашем промпарке?
Если сложить рабочие места на всех предприятиях, которые мы привели сюда, в Нарву, в Эстонию, и которые уже работают, то это порядка 700 человек. Когда мы были в начале пути мы ставили перед собой очень амбициозные цели в отношении количества новых рабочих мест. Но развитие технологий привело к тому, что на современных предприятиях работает уже в 4-5 раз меньше работников, чем 7 лет назад. Причина в том, что на современных предприятиях многие процессы уже автоматизированы и роботизированы. Наши клиенты строят новые заводы и стремятся использовать уже самые современные технологии в своих отраслях промышленности. Это позволяет им конкурировать на мировых рынках. В итоге, людей в производстве становится все меньше и меньше. Но что делать, надо идти в ногу со временем — иначе можно проиграть в конкурентной борьбе.
Вадим, если раньше, когда создавались промпарки, нарвская власть активно этому содействовала, то как сейчас обстоят дела — помогает ли город?
Здесь нужно отделить управу от городского собрания. Управа раньше всегда нас поддерживала. Все вопросы, связанные с получением условий на проектирование, разрешений на строительство, вводом в эксплуатацию готовых зданий, решались управой очень оперативно и компетентно. С городским собранием всё обстоит гораздо хуже.
В самом начале нашего пути отношение горсобрания к нашим промпаркам было очень позитивным. Но это продолжалось до первых сложностей, с которыми мы столкнулись. Это было связано с тем, что перед нами встала необходимость построить электрическую подстанцию для завода «Аквафор». Мы предварительно обо всём договорились с руководством горсобрания и управы и заверили инвестора, что подстанция будет построена вовремя. Но когда вопрос о выделении средств попал к депутатам Нарвы, начался откровенный цирк. Сейчас уже понятно, что деньги были нужны для других «более важных» дел. В итоге депутаты, большинство из которых и сейчас входят в состав горсобрания, отказали. Мы тогда оказались в крайне сложной ситуации, потому что, во-первых, этот скандал сразу стал достоянием СМИ — большой инвестор, строя завод в Нарве, вдруг читает в газете, что город отказывается поддерживать строительство электроподстанции для него. Во-вторых, строительство завода уже шло полным ходом, а подстанцию надо было построить ещё до окончания строительства завода. Нам тогда было очень сложно сохранить доверие инвестора к нам и к городу. Сейчас из налогов, который платит «Аквафор», в городской бюджет Нарвы поступает более 150000 евро ежегодно. К этой электрической подстанции ещё подсоединён завод порошковых красок «Приматек». Это ещё дополнительные 40000 евро ежегодно. Таким образом, в городской бюджет сейчас уже поступает почти 200000 евро ежегодно. А депутаты посчитали нецелесообразным выделение 300000 евро на строительство подстанции…
Проблему все-таки тогда удалось решить и без помощи Нарвы?
Нам тогда пришло на помощь правительство Эстонии. Мы вынуждены были тогда ходатайствовать о дополнительной поддержке, это был нелегкий процесс, но все получилось. Вопреки сложившемуся стереотипу, что центральная власть пытается всячески гнобить регион Ида-Вирумаа. На деле оказалось, что все это ерунда. В то время когда местные депутаты «растопырили пальцы», показывая, кто тут хозяин, и кто решает, дать денег или нет, государственная власть очень быстро разобралась в ситуации и пришла к нам на помощь. Мы рассказали депутатам Рийгикогу и министру экономики и коммуникации (им был Кристен Михал) о нашей проблеме. Показали в цифрах, сколько налогов получит государство и местное самоуправление — это легко считается. И проблема была очень оперативно решена. Кстати, большое спасибо Денису Бородичу, который был членом Рийгикогу в тот время и очень нам помог.
Но вся эта очень неприятная ситуация очень сильно отбросила нас назад. Если бы не тот цирк, который горсобрание Нарвы устроило из-за финансирования строительства подстанции для «Аквафора», очень вероятно, что еще пара заводов были бы построены в нашем промпарке. Мы тогда очень упорно работали над восстановлением доверия инвесторов к Нарве.
А дальше как складывались отношения города и вашего промпарка?
Дальше вообще возникла парадоксальная ситуация. Мы построили инфраструктуру для наших промпарков — дороги, уличное освещение, трассы теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Инвестировали в это деньги, которые получили от продажи участков. Следуя нормальной модели развития промышленных парков в цивилизованных регионах Эстонии и в мире, предложили городу взять на баланс построенные дороги. Так как город получает в бюджет денежные средства в виде налогов от работающих на предприятиях промпарка людей и обязан на эти деньги содержать городскую инфраструктуру. Но в ответ депутаты нам опять сказали, что на это денег нет. На непонятную газету с расходом в сотни тысяч евро в год нашли, а на содержание дорог в Нарвском промпарке 30000 евро — денег нет. Это при том, что по результатам 2018 года предприятия, которые уже работают в нашем промпарке заплатили в бюджет города более 300000 евро только подоходного налога с физических лиц плюс ещё земельного налога более 15000 евро. Такое неадекватное поведение наших депутатов, мягко говоря, удивляет. Сейчас, когда проблема новых рабочих мест становится уже остро критической для города и региона, главной задачей власти в Нарве на ближайшие 5 лет должно стать привлечение промышленных предприятий в Нарву.
Вадим, смогут ли теряющие работу энергетики найти ее на предприятиях в промышленных парках IVIA?
Такого большого количества свободных рабочих мест просто нет. В настоящий момент только незначительная часть из тех, кто попадёт под сокращение, сможет найти работу. Согласно планам тех, кто купил землю и планирует строительство в ближайшие 2 года, появится ещё 200-250 новых рабочих мест. Это, конечно, не решит проблему сокращаемых работников нарвских электростанций. Мы со своей командой в 7 человек просто не в состоянии решить такую глобальную региональную проблему. Это задача государственного масштаба и местной власти.
Всё, что сейчас происходит в сланцевой энергетике, предполагалось растянуть на ближайшие 5 лет. Насколько я знаю, планировалось плавное сокращение количества рабочих мест в сланцевой энергетике вместе с увеличением новых рабочих мест в производстве сланцевого масла. Но не все процессы поддаются управлению и сейчас ситуация развивается гораздо быстрее, чем запланировали в Eesti Energia. Можно бесконечно критиковать принятые решения руководством Eesti Energia, но это не поможет сокращаемым работникам и их семьям. На мой взгляд, наиболее разумным сейчас является вариант государственной поддержки резерва электрических мощностей в Эстонии через государственные дотации на покрытие расходов на квоты CO2.
Вопросы задавал Александр МЯСОЕДОВ
Справка
В Ида-Вирумаа сегодня действуют под эгидой государственного Целевого учреждения «Развитие промышленных парков Ида-Вирумаа» ( IVIA) четыре промпарка — два в Нарве, в Йыхви, Кохтла-Ярве. Вадим Орлов отвечает за продажи участков всего IVIA, плюс отвечает за оба нарвских промпарка.