В социальных сетях несложно встретить недовольные реплики по поводу практически любых упоминаний темы украинских беженцев в Эстонии.
«Лучше бы о своих так заботились». «Бесплатное проживание в гостиницах – это слишком». «Им еще и аренду жилья компенсируют!» «Ехали бы обратно в свою Украину!»
Этот ряд высказываний можно продолжать. Думаю, многие сталкивались с чем-то подобным и не раз.
Доходит до того, что на украинских беженцев «навешивают» и усугубление местных социальных проблем, вроде роста тарифов или общего повышения цен на что бы то ни было.
Поставить себя на место людей в одночасье оставшихся без ничего, зачастую без собственных домов, которые были разрушены в ходе войны, и вынужденных покинуть родину, отправившись в дальние края с непонятными перспективами, желающих не так уж много. Но они попадаются, конечно. Слова в защиту беженцев также звучат в соцсетях.
Проще всего было бы обвинить в подобной ситуации отдельных людей в бессердечии, в отсутствии эмпатии. Но тут важно, что непосредственно с беженцами, лично, абсолютное большинство из недовольных тем, что они появились в наших краях, конечно, не сталкивалось. Нарву основная их масса проезжает транзитом, а те, что остаются, в основном у родственников, неотличимы от остальных горожан.
За все время я всего один раз слышал в нарвском магазине украинскую речь, и то, кажется, это был суржик.
Недовольным можно было бы посоветовать познакомиться с беженцами поближе, поддержав волонтерские организации, помогающие бегущим от войны. Ребята, которые этим занимаются, отмечают, что беженцы, попав в безопасное место, стараются выговориться, и эти зачастую очень драматичные, страшные рассказы не смогут кого-то оставить равнодушным.
Хотя, конечно, вряд ли кто-то и так сомневается, что на долю этих людей выпало немало испытаний. Вряд ли кто-то всерьез завидует их нынешнему положению. Если такое все-таки бывает, стоит напомнить себе, чего именно они лишились, попробовать поставить себя на их место, представить реальное положение, в котором никому не пожелаешь оказаться.
Конечно, критические выпады в отношении украинских беженцев звучат в интернете, довольно безответственном пространстве, где люди, зачастую показывают себя не с лучшей стороны, будучи слишком эмоциональными.
В открытое публичное пространство такие настроения, к счастью, практически не выходят и, например, акции против приема беженцев никто не организовывает.
Можно было бы закончить этот разговор соображением, что некоторое жестокосердие все-таки присуще некоторым нашим людям, но носит при этом, к счастью, умеренный характер, да на том и остановиться. Но это было бы несправедливо.
Отношение к приему украинских беженцев выражаемое словами «лучше бы нашим помогли» — это все-таки важный маркер. Маркер, показывающий, насколько социально незащищенными в нынешних условиях чувствуют себя многие постоянные жители Эстонии. От хорошей жизни, извините, беженцам никто завидовать бы не стал.
Эстоноземельцев, находящихся в тяжелом, зачастую беспросветном, положении слишком много, чтобы они не выражали бы свой голос и таким образом – раздражаясь тем, что государство не помогает в достаточной степени своим.
Сейчас, пока отопление не работает, а осенний рост тарифов еще не наступил, можно, к сожалению, уже уверенно предположить, что ощущающих себя бедными, оставленными без заботы постоянных жителей Эстонии в конце года станет гораздо больше.
Очень хотелось бы надеяться на то, что раздражение по этому поводу они не будут вымещать на украинских беженцах, которым уж точно не сильнее повезло в этой жизни.
Случатся ли в Эстонии какие-то протесты социальной направленности будущей осенью, увидим. Но их адресатом должно быть, так или иначе правительство, с которого эстоноземельцы могут спросить, почему тарифы не сдерживались и так далее, и так далее.
Если вместо этого тема «процветающих» беженцев будет муссироваться с удвоенной силой, то впору уже будет задуматься: не провоцируется ли это кем-то намеренно, для того чтобы увести народ Эстонии от главных вопросов тем, кто и должен на них отвечать. Пожелаем сил и терпения украинским беженцам и всем нам. Мы, так или иначе, в одной лодке, которую ждут серьезные испытания, как только закончится летнее тепло.