7 марта министр обороны Эстонии Калле Лаанет встретился с нарвитянами в здании колледжа Тартуского университета. Разумеется, весь разговор шел вокруг войны на Украине, о том, что можно сделать, чтобы Эстония была более защищенной. Нарвитяне просили не проводить учения вблизи российской границы, ратифицировать пограничный договор с РФ, а также решить, наконец, проблему серопаспортников.
«Эстония сейчас защищена, никакой угрозы для нашей страны нет. Если все же возникнет какой-то риск для нашей безопасности, у нас есть друзья: из Америки, из Великобритании, из Дании, которые находятся здесь, на территории республики, и готовы помочь нам защищаться, — сказал Лаанет, имея в виду размещенные в ЭР подразделения коллег по НАТО.
От монолога быстро перешли к диалогу. Один из нарвитян посоветовал всем землякам «посмотреть на свой дом с точки зрения того, можно там укрыться или нет». Калле Лаанет, отмечая, что, если Украина падет, то у России могут появиться какие-то следующие цели, согласился с тем, что подвалы очень важны в деле обеспечения безопасности населения.
Отвечая на вопрос, не стоит ли трактовать, якобы прозвучавшее обещание Путина Белоруссии — обеспечить выход к морю как прямую угрозу странам Балтии, Лаанет сказал: «У нас есть «крыша», это – НАТО и Евросоюз. Мы не можем сравнивать себя с Украиной».
«Мы – жители приграничного города. К сожалению, у Эстонии до сих пор не ратифицирован пограничный договор. Мы хотим знать, не станет ли это причиной для каких-то конфликтов между Россией и Эстонией. Очень хотелось бы привести этот вопрос в норму, чтобы граница Евросоюза была четко очерчена. Планирует ли какие-то шаги в этом направлении эстонское правительство?», — спросил нарвитянин Владимир.
Калле Лаанет напомнил, что в начале февраля председатель парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон побывал в Москве, где обсуждался в числе прочих и этот вопрос.
«Но я не верю, что в данный момент, когда идет война, Россия будет обсуждать этот вопрос», — сказал Лаанет.
Нарвитянка Маргарита предложила присутствующим посмотреть на то, чем объясняет РФ свое вторжение в другие государства, в данном конкретном случае – в Украину.
«Это защита российских граждан, проживающих на территории Украины и подвергавшихся, с точки зрения Кремля, с 2008 года нападениям, террору, геноциду со стороны украинских властей, силовиков. Из-за чего теперь российская армия была вынуждена прийти и спасать своих сограждан. Так вот, у нас в Эстонии 70 тысяч «серопаспортников», 80 тысяч российских граждан. Всякий раз, когда я разговаривала с официальными лицами и спрашивала, почему до сих пор не решен вопрос с серыми паспортами, мне говорили: «А это разве проблема? Для кого?» Я вижу в этом большую проблему, в первую очередь для Эстонии, для нашей безопасности. Я понимаю, насколько для эстонцев важен эстонский язык, но думаю, что сейчас не тот момент в истории ЭР, когда нужно думать только о языке. У меня есть друзья с российскими паспортами, которые были бы готовы от них отказаться, если бы была возможность вот прямо сегодня получить эстонское гражданство. Думаем ли мы об этих вопросах?», — рассуждала Маргарита.
«Да, конечно, думаем. Если говорить о российских паспортах, то отказаться от гражданства России непросто, как показывает практика. У меня много информации, что такие случаи есть. Вообще я согласен с тем, что сейчас момент, когда надо решать эти вопросы так, чтобы все были довольны. Это, конечно, не так легко, но надо попробовать», — отметил Лаанет.
Нарвитянин Виталий спросил, планирует ли министерство подводить ближе к границам России войска, в том числе войска коллег по НАТО. «Или это уже сделано? Слухи всякие доходят, но хочется официальной информации», — сказал Виталий.
«Во-первых, у нас в Тапа есть большой контингент, и если ситуация в сфере безопасности изменится, то, конечно, военные оттуда будут двигаться в другие места», — заверил Лаанет.
«Я просто думаю, что если войска НАТО будут двигаться к Нарве, то с российской стороны они появятся очень быстро. В 30 километрах от границы, в Эстонии, есть полигон, откуда доносятся звуки взрывов. Мой дом шатается, когда там проводятся учения. Я не хочу, чтобы это было», — подчеркнул Виталий.
«Я понимаю вашу проблему. В данный момент нет такой угрозы, чтобы войска двигались куда-либо», — сообщил Калле Лаанет.