В Нарве на власть претендуют шесть избирательных списков, и все они уже представили аудитории свои программы, которые обещают реализовать в случае победы на выборах 17 октября. С учетом того, что управлять городом этой осенью с максимальной вероятностью начнет коалиция тех или иных политических сил, то есть ни одна не получит в горсобрании абсолютного большинства (а если и получит вдруг, то с минимальным перевесом и подстрахуется заключением союза с каким-то из политических конкурентов), программы точно не стоит воспринимать как четкие планы действий, не подлежащие коррекции. Ни одна сила не сможет воплотить в жизнь обещаемое ею «от и до», так как коалиционный договор так или иначе будет компромиссным объединением двух, а может и трех программ.
Впрочем, в полное выполнение любой избирательной программы, даже самой выверенной, взвешенной, умеренной, расходы по которой тщательно рассчитаны и пересчитаны, вряд ли вообще готово поверить хоть сколько-то ощутимое количество избирателей. Жизненный опыт учит нас, что обещанное перед выборами никогда не выполняется на 100 процентов, и не только из-за коалиций, не только из-за того, что пообещать больше возможного в принципе не так уж тяжело, но и потому, что все карты могут спутать внешние обстоятельства, экономический кризис, например, или ковид, или еще что-то. Во всяком случае, на внешние обстоятельства, отменившие какие-либо из пунктов программы, депутаты всегда могут сослаться. Мало ли что может произойти за четыре года? Причем сослаться могут не только на обстоятельства с негативными последствиями, а, например, на то, что какие-то возможности развития открылись внезапно, потребовав инвестиций, но, к сожалению, оставив без поддержки что-то другое. Жизнь – вообще штука мало предсказуемая.
Избиратели, ждущие от избранников выполнения, по меньшей мере, ключевых обещаний (причем, в том, какие именно ими являются, все сторонники той или иной силы точно не сойдутся), все-таки в массе своей видят в любой программе, прежде всего, общий курс развития, направление движения.
По-настоящему жестких требований к программам немного. Главное, чтобы они были сравнительно реалистичными, а не шапкозакидательскими, чтобы в них не было совсем уж стыдного, того, что на уровне горсобрания сделать в принципе невозможно, чтобы в них не было популистских дорогостоящих проектов, за которыми сложно разглядеть что-то кроме популизма, вообще каких-либо разводок, уловок, вводящих избирателя в заблуждение.
Взглянем на предложенные нарвскими списками программы, обратив внимание на самые слабые места (достоинства есть у всех, их реально много и обещанное списками точно заслуживает внимательного прочтения). У некоторых слабых мест в программе не одно, но выберем по ключевому.
У Elagu Narva (избирательный список, созданный бывшим мэром Алексеем Евграфовым) в программе все достаточно ровно, без излишеств, критическому взгляду особо не за что зацепиться, но вот обещания по совместной работе с Нарва-Йыэсуу точно следовало оформить иначе. Elagu Narva сообщает в программе о договоренностях с тамошним избирательным союзом Ühine Kodu, планах сделать то-то и то-то, но вот обещать нарвитянам планы развития, зависящие не только от собственного результата на выборах, но и от результата конкретного списка у соседей – это перебор. Если Ühine Kodu не войдет во власть, то и Elagu Narva будет свободен от обязательств? А если дружеский список из Нарва-Йыэсуу войдет в коалицию, то как он может заранее гарантировать, что все пункты его программы (например, совместное с Нарвой развитие аэропорта в Ольгина) будут одобрены партнерами? Никак.
Самым вызывающим пунктом программы центристов, вернувших за два месяца до выборов себе безраздельную власть в Нарве, является обещание повысить всем работникам муниципальных учреждений зарплаты на 30 процентов. То есть не повысить, а… В нарвской программе Центристской партии используется очень изящная, достойная восхищения формулировка: «Создадим условия для повышения зарплаты работникам муниципальных учреждений на 30 процентов в течение 4 лет». То есть, если зарплаты нарвских бюджетников не будут повышены центристами ни на цент на протяжении всего периода работы следующего состава Нарвского горсобрания, то они смогут прямо и откровенно, не соврав, сказать: «Стоп, ребята, читайте внимательно. Мы обещали за 4 года создать условия для повышения, не «повысить», а вот повышать будут уже те депутаты, которых вы выберите в 2025 году». Там еще 10 пунктов, начинающихся со слов «создадим условия», но этот самый яркий.
В программе Списка Катри Райк очевидный «запрещенный прием» – стоящее на первом месте восьми главных шагов к изменению города обещание выделять «каждому жителю Нарвы в возрасте 65+ 100 евро в год для активной деятельности». Политические оппоненты команды Райк еще не раз обвинят ее в плохо прикрытом подкупе («для активной деятельности» – слабое прикрытие) самой обязательной группы избирателей, которой являются наиболее пожилые жители Нарвы, раньше стабильно отдававшие власть центристам, и с этим будет невозможно спорить. Другой вопрос, что, критикуя этот откровенно популистский пункт программы, конкуренты Списка Райк будут тем самым его популяризировать, доносить до целевой группы. Сложная для них ситуация.
Партия EKRE в своей программе дает необоснованные надежды нарвским энергетикам, что ни в коем случае нельзя назвать допустимым. Там говорится: «Мы против «зеленого поворота», который повлечет за собой социальную и экономическую катастрофу в регионе. EKRE – единственная политическая сила, которая отстаивает интересы энергетиков и противостоит гибельной и враждебной по отношению к Эстонии и ее населению политике нынешнего либерального правительства». Решения по «зеленому повороту» уже приняты на уровне Евросоюза, на уровне госуправления ЭР, а на уровне Нарвского горсобрания противостоять им – лишняя трата времени, и, соответственно, обещать эффективные действия в направлении спасения эстонской сланцевой энергетики – значит заведомо вводить нарвских избирателей в заблуждение.
Очень скромный по масштабу, несмотря на свое название, «Народный союз Нарвы» взял на себя непосильную ношу в виде обещания «снизить требования на знание эстонского языка при приеме на работу». Нет, на уровне горсобрания Нарвы такие вопросы не решаются.
В программе нарвского списка Eesti 200 нет проблемных мест, подобных вышеназванным, в этом плане она безукоризненна, а единственный ее недостаток (а, может, и достоинство) это то, что в ней нет таких пунктов, чтобы каждый второй избиратель прямо ахнул от восторга и побежал рассказывать другому избирателю.
Напоследок отметим, что программы политических сил имеют неочевидное влияние на результаты выборов в числе прочего потому, что как бы ни был обилен список обещаний, каждый конкретный избиратель находит в нем только несколько пунктов, а, может, и только парочку, реализация которых кажется самым важным делом именно ему. В то же время, большое количество планов и идей, направленных на удовлетворение интересов других горожан, могут только раздражать своей суммарной дороговизной. «Так дорого это все нам обойдется, а на то, что надо именно мне, денег, как всегда не хватит», — такие вот не очень-то оптимистические, но по-человечески понятные рассуждения. Пообещать всем и все, «сбычу всех мечт», это, мягко говоря, не самый лучший вариант даже с точки зрения популизма. Результат может быть обратным.