В конце апреля член правления поисково-краеведческого клуба «Камерад» Дмитрий Шутов, занимаясь поиском с помощью металлодетектора исторических артефактов на одном из полей Ида-Вирумаа, наткнулся на клад арабских монет – серебряных дирхемов, которые, оказывается, в наших краях – не самая большая редкость.
Найдя пару десятков серебряных дирхемов 10-го века в одном месте нарвитянин убедился, благодаря сигналам металлодетектора, что там их гораздо больше. Тут же сообщил о находке в Департамент охраны памятников старины, как и положено делать в случаях обнаружения находок, имеющих историческую ценность.
Специалисты департамента продолжили раскопки и извлекли из-под земли еще пять десятков монет, попавших больше тысячи лет назад в наши края благодаря викингам и их активному участию в торговле с другими регионами континента.
«Выкопав первые дирхемы, я понял, что их там еще много. Эти монеты вообще редко попадаются поисковикам в единичных экземплярах, а аппарат подавал сигнал о большом их скоплении в одной точке, ядре клада, а также сигналы об отдельно лежащих «распаханных» монетах», — рассказывает Дмитрий Шутов, отмечая, что место обнаружения клада он не имеет права обнародовать. Сообщает, что может лишь сказать, что поиск проводил в Ида-Вирумаа, недалеко от моря. Многим это, наверняка, покажется удивительным, но клады арабских монет для Эстонии не редкость, да и для Ида-Вирумаа находка нарвитянина не была уникальной.
«За пару недель до обнаружения мною клада буквально в том же районе другой эстонский поисковик наткнулся на еще один, больший. Там было более 100 дирхемов, по моей информации. И это опять же не самый большой клад арабских монет, найденный в Эстонии. Были и по 500-600 монет», — рассказывает Дмитрий Шутов.
За свою находку нарвитянин получит от государства вознаграждение – в размере полной стоимости клада, за вычетом подоходного налога и вознаграждения собственнику земли, в объеме заранее оговоренного процента.
«Выплаты вознаграждения придется подождать, возможно, год – оценка занимает много времени. Не берусь предполагать, какой может быть сумма, которую в итоге получу. При оценке клада учитываются обстоятельства оповещения департамента, правильность действий при обнаружении. Максимальная оценка возможна только при выполнении всех обозначенных в законе требований в случае подобной находки», — говорит Дмитрий.
Он обращает внимание на то, что для профессиональных археологов, историков такие клады представляют ценность не как собрание интересных монет, а, прежде всего, как источник информации о торговле в далекие времена.