Администраторы Центра русской культуры могли назначать стоимость аренды по своему усмотрению, пишет BNS со ссылкой на rus.postimees.
Располагающийся в центре Таллинна Центр русской культуры (ЦРК) на протяжении многих лет жил по собственным правилам: с владельцев кафе не взимали арендную плату, администратор мог назначать плату по своему усмотрению, отчетность велась так плохо, что столичной службе внутреннего контроля было сложно выяснить, как ведется деятельность учреждения.
Большие вопросы у аудиторов вызвало благосклонное отношение руководства ЦРК к принадлежащему предприятию Savello OÜ кафе. Так, согласно заключенному в 2014 году пятилетнему договору, кафе должно было каждое лето доплачивать ЦРК за установку террасы. По необъяснимой причине ЦРК ни разу не требовал с кафе данной платы. Только после вмешательства аудиторов центр задним числом выставил кафе счет только за 2018 год в размере 3823,48 евро. «Недополученная прибыль города составила от 7400 до 11 000 евро», — говорится в аудите.
[the_ad id=’20722′]
Таллиннский департамент культуры, в ведении которого находится ЦРК, счел разумным востребование задним числом долга с кафе за использование террасы лишь за один год. Свое решение объяснили тем, что кафе было бы просто оспорить выставленные задним числом счета, потому что у центра нет ни единого документа, подтверждающего факт использования летней террасы в предыдущие годы. Также в департаменте пришли к выводу, что не имеет смысла выставлять счета задним числом, потому что кафе не несет вины за то, что ЦРК не выставлял счета.
Щедрость по отношению к собственнику кафе не ограничивалась отсутствием платы за установку террасы. Несмотря на то, что договор предусматривал ежегодное повышение арендной платы, этого не происходило. Таким образом центр недополучил еще 2000-2500 евро.
Согласно данным аудита, в глаза бросается непрозрачность процесса сдачи в аренду помещений ЦРК. Хоть у центра и имелся определенный прейскурант, а указанные в нем цены умножали на специальный коэффициент, который варьировался в промежутке от 0,1 до 1,0. Интересно, что коэффициент назначал по своему усмотрению администратор.
Причем в договоре не указывалось, какой именно коэффициент действует для того или иного арендатора. «Составленные для клиентов ценовые предложения не сохранялись. Никто в ЦРК не следил за тем, какие цены устанавливали администраторы. Это также стало невыполнимой задачей для проверяющих», — говорится в аудите.
[the_ad id=’20722′]
Например, если какой-то арендатор отменял какое-то мероприятие, то договор расторгался, а деньги возвращались. Но в бухгалтерии центра не осталось ни единого официального документа, подтверждающего эти действия.
В аудите говорится, что в центре не было человека, в обязанности которого входила проверка подотчетности.
Центр русской культуры живет за счет налогоплательщиков
Годовой бюджет ЦРК составляет почти миллион евро. Около 23 процентов от этой суммы центр зарабатывает сам центр, а остальную сумму выделяет город, то есть столичные налогоплательщики. Основным источником дохода центра является сдача в аренду помещений. По мнению аудиторов, в ситуации, когда доходы составляют лишь 23 процента от общих расходов, услуги не должны предлагаться третьим лицам бесплатно или на чрезвычайно выгодных условиях.
Проверка также показала, что на адрес ЦРК зарегистрированы 58 юридических лиц (НКО, союзы и общества), более половины которых не имели законного основания действовать в стенах центра, то есть с ними не был заключен долгосрочный договор аренды.
[the_ad id=’20722′]
С некоторым действовавшими в стенах Центра русской культуры НКО были связаны и сами сотрудники ЦРК. Например, директор ЦРК Эдуард Томан был членом правления НКО Союза русских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии и культурного объединения «Кирилл и Мефодий». После аудита Томан вышел из состава правления НКО.
Также проверяющие обратили внимание на то, что специалист по проведению курсов ЦРК Людмила Полякова в то же время является членом плавления образовательного общества «Народный университет русской культуры». Полякова проводила курсы как в качестве работника ЦРК, так и в качестве представителя НКО. Аудиторы отметили, что такая деятельность вызывает вопросы и может иметь место конфликт интересов. Полякова последовала примеру директора ЦРК и вышла из состава правления НКО после нагрянувшей проверки.
Аудиторы обнаружили серьезные недочеты и в бухгалтерии ЦРК. Проверяющие заподозрили, что состоявшие в НКО сотрудники ЦРК могли и вовсе не платить за аренду помещений, согласно действовавшему прейскуранту.
Предметы интерьера не принадлежат ЦРК.
[the_ad id=’20722′]
В начале прошлого года в ЦРК приступил к работе руководитель по мероприятиям, который, согласно должностной инструкции, должен руководить, контролировать и координировать работу отдела. В ходе аудита стало известно, что у руководителя отсутствует полная информация о том, где и когда в стенах центра проходят мероприятия. В свое оправдание руководитель сообщил, что готов составить необходимую документацию, а также добавил, что до сего времени никто не требовал от него этих данных.
Postimees попросил ЦРК прокомментировать, чем же тогда занимался руководитель по мероприятиям, но в течение двух дней ответа так и не поступило.
Не удалось проверяющим выяснить, почему, согласно графику, в ЦРК работают ночные сторожа, хотя здание находится под охраной G4S.
Служба внутреннего контроля раскритиковала и действия столичного Департамента культуры, который в недостаточной степени вел надзор за находящемся в его ведении учреждением. «Сотрудники департамента постоянно консультируют сотрудников центра. По этой причине сложилась ситуация, когда некоторые работники ЦРК не осознают ответственности за выполнение рабочих обязанностей, так как они ожидают, что департамент решит все проблемы», — сообщили аудиторы.
[the_ad id=’20722′]
Юрист Департамента культуры Кюлли Калдвеэ сказала, что сотрудники департамента действительно выполняли обязанности работников ЦРК. Например, после ухода из ЦРК руководителя отдела кадров на протяжении полугода его обязанности выполнял специалист по персоналу департамента. Также юрист Департамента культуры представлял ЦРК в Комиссии по трудовым спорам. «Поскольку у ЦРК нет своего юриста, то вполне ожидаемо, что в случае возникновения проблем сотрудники департамента консультировали сотрудников центра», — сказала Калдвеэ.
По словам юриста Департамента культуры, они в курсе проблем и недочетах в деятельности ЦРК. «К моменту проведения аудита все недочеты еще не успели устранить», — заявила Калдвеэ.
Аудит проходил в период с 2017 по 2018 год. После появление итогов аудита в декабре прошлого года многие недочеты были устранены.
Предметы интерьера ЦРК принадлежат «Клубу ветеранов флота»
Внимание аудиторов привлек и тот факт, что предметы интерьера ЦРК принадлежат НКО «Клуб ветеранов флота». В 2004 году НКО и ЦРК заключили договор, согласно которому клуб может бесплатно использовать помещения ЦРК, а взамен центр может пользоваться имуществом клуба. К данному имуществу, например, относятся хрустальные люстры, зеркала, картины и даже кресла в зале.
Срок заключенного на 15 лет договора истек 24 августа. Поскольку предметы интерьера являются неотъемлемой частью ЦРК, аудиторы предложили выкупить их у «Клуба ветеранов флота» или продлить договор. Побывавший на днях в ЦРК фотограф Postimees обнаружил, что люстры и прочие предметы интерьера по-прежнему находятся на своих местах.
Центр русской культуры. Фото: venekeskus.ee