Наконец, принято решение, в неминуемости которого никто и не сомневался. Постановлением премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина с 1 февраля 2024 года пересечение границы на транспортных средствах (на грузовых, легковых автомобилях, на рейсовых автобусах) на участке Нарва-Ивангород будет прекращено в связи с началом реконструкции погранпункта на российской стороне.
Сколько эта реконструкция продлится, одному Богу ведомо. Говорят, что около двух лет, но думаю, все понимают, что точный срок восстановления транспортного сообщения определяется формулировкой «когда этого захотят российские власти». Захотят — откроют раньше, не захотят – не откроют вообще, то есть в видимой перспективе не откроют.
Судя по эскизным рисункам, какого-то невероятного преображения перестройка таможенно-пограничного пункта «Ивангород» не обещает. Все будет выглядеть примерно так же, как сейчас, но поновее, поинтересней в деталях, но только в деталях.
При желании российская сторона могла бы обеспечить бесперебойное движение транспорта по мосту через реку Нарова во все время строительства. Уверенно утверждать это позволяет не очень давний пример эстонской стороны. Основательно обновленный таможенно-пограничный пункт «Нарва-1» открылся летом 2015 года после длившейся примерно год реконструкции, на протяжении которой обслуживание транспортных потоков не останавливалось ни на день. При этом эстонским строителям и пограничникам с таможенником приходилось решать куда как более сложную задачу, чем та с которой пришлось бы справляться их российским коллегам, будь у них та же обязанность обеспечивать условия работы границы в обычном режиме.
Эстонская сторона извернулась, но сделала это в сложнейших условиях «узкого горлышка» соединяющей улицу Мальми, Петровскую площадь с мостом «Дружба», а территория российского погранпункта многократно больше, там есть пространство для маневра. Можно было бы не закрывать движение, было бы желание.
Никто и не воспринимает решение остановить поток транспорта на пару лет как продиктованную стройкой неизбежность. Люди видят в этом только политику, судя по моему опыту общения с нарвитянами на эту тему, судя по обсуждениям в социальных сетях. «Закрывают, чтобы наказать Эстонию, ударить по экономике». Такое вот распространенное мнение. Интереснее другое, то, что зачастую такие разговоры, а они ведутся уже полтора года, с того момента, как о планах реконструкции заявили впервые, заканчиваются уверенными заявлениями собеседников: «Пешеходов тоже перестанут пускать, вот увидишь».
Подчеркну особо, что о возможном закрытии нарвской границы для пешеходов никто из официальных лиц с обеих сторон реки не говорил и не говорит. Нет такого и не было, точно. Но вот люди не верят, что запретом на передвижение транспорта не закончится. И не сказать, что их опасения, негативные ожидания безосновательны.
Те, кто пока решается ездить на российскую сторону за бензином (прежде всего, обладатели российского гражданства и серых паспортов), делают это со все больше неохотой. Хотя на покупке бака бензина в Ивангороде можно сэкономить в 2.5-3 раза, шансы застрять в очереди, судя по рассказам, со временем все увеличиваются. Бывает такое, что люди ждут, когда закончится многочасовая проверка отдельного, чем-то подозрительного автомобиля и его водителя, по нескольку часов. Бывает, когда очередь останавливается на часы вообще без видимых причин. Сообщают о случаях стояния в одну сторону по 8-10 часов. Такие риски, конечно, делают поездки заграницу за бензином для работающих людей совсем не привлекательными – вечером или ночью за пару часов обернуться суда-сюда гарантировано не получается. Страдающие от медлительности российской таможни эстоноземельцы зачастую уверены, что ее сотрудники действуют исходя из установки сверху: дать помучаться. Если в такой оценке есть зерно правды, то почему мы можем быть уверены, что российская власть не захочет помучить население ЭР более основательно – заставить следовать через погранпереходы на другой стороне республики?
Когда отношения между странами в очередной раз ухудшатся, если при нынешнем положении вещей, вообще корректно использовать такие формулировки, полное закрытие границы на участке Нарва-Ивангород россиянами вполне может стать ответом на что-то там.
Да и не только от неизвестных пока обстоятельств и воли власти РФ все зависит.
В октябре в Латвии прекратили работу контрольно-пропускные пункты Виентули и Педедзе на границе с Россией, прекратили решением латвийских властей. То есть их закрытие стало ответом недружественной России на то, что она перестала пропускать со своей стороны граждан Украины. Это, возможно, стало неприятным сюрпризом для РФ, не ожидавшей, что за украинцев будут заступаться так радикально.
То есть возможен теоретически, гипотетически и сценарий, когда через мост «Дружба» перестанут люди ходить пешком и в результате решения эстонских властей, а то и властей Евросоюза. Возможно, дело будет уже не в Украине, а в Израиле, то есть в политике России на этом направлении. Кому-то кажется это нереальным? Не мне – точно.
Сейчас много говорят о том, какие неудобства для жителей ЭР, прежде всего, имеющих родственные связи с Россией, какие финансовые потери для предприятий Эстонии принесет закрытие границы для транспорта. Совсем скоро мы увидим, как все это будет получаться на практике, но будем обсуждать и будущее, к сожалению, совсем не в оптимистических красках. Оценив, каково жить без российских туристов, строя планы развития исходя из того, что их и не будет, будем рассуждать, каково придется Нарве, нарвитянам в ситуации, когда моста через реку как будто и вовсе нет.
Повторюсь на всякий случай, что пока остановки пешеходного движения через границу ничто не предвещает. И скажу, что все же это одна из тех вероятностей, которым возможно свойственно реализоваться, как это не печально. Будем все же надеяться, что на этот раз повезет.