Мэр Нарвы и историк Катри Райк разработала экскурсию по Кренгольму, не включающую в себя посещение мануфактуры. Пройти маршрутом мэра может любой желающий, в любое время – о 18 исторических объектах района расскажет смартфон.
В рамках международного проекта TExTOUR Катри Райк подготовила маршрут для 3,5-километровой самостоятельной прогулки по кренгольмскому району.
Она написала исторические справки к 18 объектам, ссылки на которые экскурсанты получают, отсканировав QR-код на информационных табличках, установленных у каждого объекта: у бывшего ДК имени Герасимова, у арестного дома, у старой больницы, у старого роддома, у так называемой «мусоросжигательной печи», на самом деле являвшейся местом для стирки, у исторических деревянных зданий, у кренгольмских казарм, дома директора мануфактуры и других.
Гуляя, можно читать представленные на qr.visitnarva.ee тексты, можно слушать аудиоверсии. Можно это сделать и не выходя из дома, ознакомившись с содержанием интернет-страницы маршрута. Примечательно то, что Райк обошла стороной комплекс исторических фабричных зданий.
«Люди, которые посещают район Кренгольма, всегда хотят увидеть здания мануфактуры. Сегодня они находятся на закрытой территории, попасть на которую можно только под руководством гида. На самом деле в этом районе стоит посмотреть на многое другое! Моими любимыми объектами являются самое красивое, на мой взгляд, здание в стиле модерн в Эстонии — Нарвская больница и, так называемая мусоросжигательная печь, которая на самом деле не выполняла эту функцию. Многие из нас мечтают возродить Старую Нарву, но давайте не забывать о том, что у нас есть», — сказала Катри Райк.
Ее маршрут приоткрывает многие малоизвестные страницы истории Нарвы.
Например, остановившись у исторической больницы, экскурсанты узнают о связи Нарвы с семьей Ленина. В январе 1920 года одним из ее пациентов был Константин Крупский, сын тети или дяди Надежды Крупской, жены Ленина. О нем писал в своих мемуарах Вильям Томингас, молодой секретарь министра иностранных дел того времени Яана Поска. «Томингасу было поручено найти Крупского, схваченного русскими белогвардейцами в Гатчине», — говорится в тексте экскурсии. Томингас вспоминал, как он в числе прочего отвел Крупского в столовую отеля New York (его здание у нарвского вокзала сохранилось по сей день), к цирюльнику и на медосмотр в больницу. «Никаких значительных проблем со здоровьем у него не обнаружили. Целью осмотра Крупского было определить, остались ли следы побоев или пыток. На мой вопрос ответили, что у Крупского не было признаков насилия», — цитирует Катри Райк Томингаса.
Рассказывает мэр и о тяготах нарвских текстильщиков.
«Жизнь рабочих Кренгольма во второй половине XIX века была непростой, рабочий день начинался в 5 часов утра и длился 14 часов. Однако продолжительность рабочего дня и размер зарплаты были не единственными причинами проведения первых забастовок. Основной причиной стал COVID того времени — холера, от которой на Кренгольме умерло 330 человек. Людям запретили покидать территорию, чтобы спастись от болезни. Сопротивление рабочих длилось полтора месяца и было подавлено с помощью штыков. 27 рабочих были приговорены к принудительным работам, заключены в арестантские роты, тюрьму или отправлены на каторгу. В результате огромным прорывом стало то, что людям разрешили приходить на работу не в 5.00, а в 5.30», — сообщает Райк в своей авторской экскурсии.
Общий бюджет проекта TExTOUR для всех 17 партнеров составляет 3 950 468,75 €. Реализацию нарвской части проекта также поддержал «Капитал культуры Эстонии».