Мэр Нарвы Катри Райк проинформировала временную комиссию по историческому наследию при Нарвском городском собрании о полученном ответе из Государственной канцелярии, касающегося памятного монумента у ДК им. Герасимова в парке «Выйду». Судьба памятника, как подтвердил представитель Госканцелярии, находится в компетенции Нарвской управы.
Напомним, что созданная в 2022 году при Государственной канцелярии рабочая группа по советским памятникам собирала информацию о расположенных по всей Эстонии надгробиях и памятниках с символикой оккупационной власти и разрабатывала план по их переносу и замене советских надгробий нейтральными. В результате проведенной работы госканцелярия попросила у властей Нарвы формального согласия на удаление из городского пространства двух памятников, помимо тех, что были убраны в августе прошлого года. Речь шла о мемориальной стене с именами погибших в 1941-1945 годах жителей Принаровья, которая расположена в парке Выйду рядом с бывшим ДК имени Василия Герасимова, а также могильном памятнике в Темном саду, отмечающего, как считается, место захоронения коммунистов и красноармейцев, павших в боях за Нарву в ноябре 1918 года.
Как было указано, названные два памятных места вошли в список объектов, которые содержат символику оккупационной советской власти. Рабочая группа при Госканцелярии сочла их неуместными на фоне военной агрессии России в Украине. Попадание в «черный список» памятника, созданного на средства горожан и призванного увековечить память о близких и родственников из принаровских деревень, павших в годы Второй мировой войны, вызвало возмущение многих горожан. Было создано открытое обращение ко всем политическим партиям, Министерству внутренних дел и Государственной канцелярии, в котором нарвитяне настаивали на том, чтобы комиссия по советским памятникам отказалась от требования снести мемориал у ДК им. Герасимова. «Мемориал установлен в 1993 году на средства жителей Нарвы, которые являются потомственными гражданами Эстонии, а их прадеды, деды, и отцы были выходцами из окрестностей Нарвы, входивших в состав первой Эстонской Республики, – говорилось в обращении. – Мемориал установлен в знак скорби по родственникам погибших и представляет собой мемориальную доску с названиями уже не существующих или оставшихся на российской стороне деревень. Никакой символики на мемориале, кроме исторической даты, нет».
Временная комиссия по историческому наследию при горсобрании на заседании также поднимала этот вопрос и выражала свое несогласие, а мэр города обещала обратиться в Госканцелярию за разъяснениями. 14 марта стало известно, что ответ из Государственной канцелярии на запрос мэра пришел.
Катри Райк прокомментировала его следующим образом:
«Действительно, я, как и обещала, отправила запрос с просьбой разъяснить позицию рабочей группы по данному объекту с учетом доводов нарвитян. Государственный секретарь дал ответ, в котором говорится, что дальнейшее решение по данному памятнику должен принять город Нарва. У горуправы сейчас нет никакого желания и намерений убирать памятник из городского пространства», — сказала она.