Именно этим вопросом нужно задаваться, рассматривая соответствующую инициативу депутатов Рийгикогу. Ответ на него очень простой и однозначный.
Рийгикогу рассматривает вопрос лишения граждан третьих стран, а также серопаспортников права голоса на муниципальных выборах. Проект решения разработан партией Isamaa. EKRE и Партия реформ поддерживают инициативу, но реформисты — с той оговоркой, что без избирательного права нужно оставить только граждан России и Белоруссии.
Канцлер юстиции Юлле Мадизе обращает внимание на то, что данный законопроект вступает в противоречие с конституцией, которая дает право на участие в местных выборах в качестве избирателей всем обладателям долговременного вида на жительство или постоянного права на проживание в ЭР.
Сторонники законопроекта готовы пойти и на изменение конституции, почему бы и нет – ради великой-то цели.
Так какая же цель у данного законопроекта? Очень просто обмануться, слушая доводы его сторонников. Они утверждают, что такое решение парламента позволит выбирать такие депутатские составы в муниципалитетах Эстонии, которые не будут препятствовать переводу всех учреждений образования на эстонский язык.
Но мы же помним о том, что глобально сферой образования занимаются именно государственные органы власти, а у местных самоуправлений нет возможностей остановить одобренные Рийгикогу реформы.
Сторонники законопроекта говорят, что лишение избирательного права неграждан ЭР поможет избежать рисков на президентских выборах. Мол, когда выборы президента доходят до коллегии выборщиков, в состав которой попадают и представители муниципалитетов, может статься, что этот важный пост займет пророссийски настроенный кандидат. Это просто смешно — как же до сих пор такого не случалось и близко? Почему этот риск внезапно возник на четвертом десятилетии с момента восстановления независимости?
Если отбросить в сторону притянутые за уши доводы парламентских сторонников законопроекта, и обратить внимание на актуальные политические задачи, которые он решает, то все становится предельно ясно.
Актуальные политические задачи уже давно касаются выборов в Рийгикогу, которые пройдут в марте 2023 года. Партии уже по факту ведут свои избирательные компании, сражаясь, в частности, за наиболее консервативный электорат, решая в частности «русский вопрос».
Произошедшее с нарвскими «красными» памятниками показало, как правительство может действовать через голову «русской Нарвы» под аплодисменты большей части эстонских избирателей. Теперь государственная власть показывает свою готовность скорейшим образом решить вопрос переименования «красных» нарвских улиц, указывая на то, что нарвское руководство годами не могло и не хотело справиться с этой задачей.
Законопроект о лишении избирательного права неграждан – в ту же копилку. При этом, что характерно, неважно, будет ли он в итоге одобрен большинством в парламенте, изменят ли под него конституцию. Главное – что конкретные партии заняли конкретную позицию, подав четкий сигнал избирателям.
Если все-таки дело доведут до конца, то решится еще одна глобальная политическая проблема тех партий, которые это все затеяли – будет нанесен очень существенный урон Центристской партии, в муниципалитетах, где у нее дела идут традиционно хорошо, в Таллинне, в Ида-Вирумаа. Ведь не секрет, что среди неграждан ЭР (российских граждан, серопаспортников) центристы особенно популярны.
То, что российская пропаганда будет использовать такое ущемление прав неграждан ЭР в своих интересах, никого, похоже, не волнует. Скорее наоборот – критика с той стороны реки Нарова поддержит накал страстей вокруг такого решения, что скорее пойдет на пользу сбору голосов националистически настроенного электората.
В общем, для Isamaa, EKRE и Партии реформ тут одни плюсы. То, что Эстония получит в результате какие-то минусы, в виде критики, например, уже со стороны органов ЕС, борцов за власть волнует мало.