Начну с того, что мы очень любим Нарву. Поэтому нарвская реальность – совершенная беспомощность подавляющего большинства жителей в общении с органами власти и квартирными товариществами – волнует нас по-особому.
Мы – это евродепутат Яна Тоом и ее работающее в Таллинне бюро. И мы решили попробовать исправить положение. В частности, с помощью полезных советов из практики многолетнего общения с вами.
Квартирное товарищество – это вы
Ох уж эти квартирные товарищества! Типичное обращение в бюро: «Я из Нарвы и хотел бы попросить вашей помощи. Речь идет о квартирном товариществе. Председатель отчетов никаких не дает, документацию не предоставляет, на собраниях затыкает всем рот. В общем, творит, что хочет. Помогите нам! Нет на него управы».
На самом деле управа есть, и она близко. Это не кто иной, как сами члены квартирного товарищества. В нашей стране нет министерства или департамента, которые могли бы приказать что-то председателю, правлению или управляющему, каким-то законным образом надавить на них. А значит, иного рецепта, кроме следования известному высказыванию «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», вам, увы, никто не выпишет.
Что следует иметь в виду? Перво-наперво, что жизнь всех и вся в квартирном товариществе течет, не как бог на душу положит, а подчиняется уставу (хотя его, кстати, может и не быть) и законам. Приходилось сталкиваться с тем, что в уставе товарищества прописаны нормы, противоречащие закону. В таком случае указом для членов квартирного товарищества является закон.
Собственник квартиры, он же член товарищества, имеет право получать от правления информацию о деятельности КТ и просматривать его документацию. Не предоставлять информацию или документы правление вправе лишь в одном случае – если есть основания полагать, что это нанесет ощутимый вред другому квартирособственнику или законным интересам третьего лица.
«Легко сказать! — воскликнете вы. — А если правление игнорирует все просьбы и не подпускает к информации и документам даже на пушечный выстрел?»
Тогда можно потребовать, чтобы вопрос целесообразности вашего обращения в правление решило общее собрание товарищества. Либо начать неисковое производство, подав в суд заявление о том, чтобы тот обязал правление все-таки дать вам информацию или позволить ознакомиться с документами.
Председатель и правление – это только исполнители воли членов квартирного товарищества, которая воплощается в решениях общего собрания. Общее собрание – это ваше все. Если правление дремлет, вам вовсе необязательно ждать милостей от природы: созывайте собрание сами. И повестку дня формируйте такую, какую желаете. Например, отзыв правления и выборы нового.
Общее собрание может пойти и другим путем – своим решением упразднить правление и «пригласить на княжение» юридическое лицо, то есть управляющую компанию. На нее распространяются все функции правления, ее, в случае чего, всегда можно отозвать и вновь выбрать правление.
План хозяйственной деятельности товарищества должен быть абсолютно прозрачным, правление предлагает его на рассмотрение всех членов КТ. Именно в нем обязательно указываются все запланированные работы, доходы и расходы, размер платежей в ремонтный фонд, прогнозируемые объемы и стоимость услуг в системах тепло-, водо- и электроснабжения, канализации. Дело правления – предложить, а утверждать вам, опять-таки на общем собрании.
Еще один больной вопрос. Он не сугубо нарвский, но в Нарве тоже постоянно поднимается. Это когда после шума и гама на собрании вдруг все же возникает некое решение, непонятно как проголосованное. Или протокол составляется задним числом с такими данными, какие устраивают правление.
В такой ситуации подавайте в суд! Он вправе признать решение органа квартирного товарищества недействительным – к слову, это тоже неисковое производство. Подать в суд такое требование можно не позже 60 дней с момента принятия возмутившего вас решения того или иного органа КТ. Иногда со сроком можно «поиграть», но это уже совсем другая тема.
А вообще, горячо рекомендуем каждому члену КТ почитать Закон о квартирной собственности и квартирном товариществе (Korteriomandi- ja korteriühistuseadus). Полезное, знаете ли, чтиво.
Общение с властями – четко и в письменной форме
Когда нарвитянам надо решить ту или иную проблему, они страсть как любят ходить по властным кабинетам. Не спорим, порой это действительно необходимо, но, поверьте, куда реже, чем кажется.
В большинстве случаев до похода по инстанциям следовало бы обращаться к ним с заявлением или запросом в письменной форме. Не надо излагать свою биографию, описывать обстоятельства трудной жизни, заливать страницы эмоциями. Все должно быть кратко, четко и по делу. В конце – ясно сформулированное ходатайство или понятный вопрос и просьба ответить письменно, в предусмотренный законом срок. Для госсектора это 30 дней.
Обычно мы советуем получать письменные ответы и до обращения к юристу, потому что тогда тот получит представление о логике «ответчика» и выберет наиболее эффективную схему дальнейших действий.
Как вы знаете, государственным языком в Эстонии является эстонский, общение с государством проходит только на нем. Однако от нарвитян то и дело приходится слышать удивительные истории о том, как «из суда (из департамента, министерства и тому подобное) пришел какой-то документ, но я эстонского не знаю, не понял, что там написано, а теперь у меня требуют какие-то деньги (чтобы выселился, платил алименты и так далее)».
Запомните и другим передайте: судебные и прочие официальные бумаги нельзя игнорировать никогда и ни при каких обстоятельствах! Как мы любим повторять, надо читать каждую буковку и обращать внимание на каждую запятую. Не понимаете по-эстонски – ищите переводчика. Его услуги обойдутся точно дешевле, чем мытарства, которые могут последовать за проигнорированным решением, постановлением, письмом.
Мы надеемся, что своими советами попали в точку. Ну, а если вопросы остались, пишите в «Город» и обращайтесь в Эстонское бюро депутата Европарламента Яны Тоом (Roosikrantsi 11, 10119 Tallinn, тел. 6720311). Наши бесплатные юридические консультации тоже никто не отменял.
Удачи и грамотных действий вам!