Театр «Ильмарине» вчера, сегодня – и будет завтра

0
722
Нарвский театр-студия «Ильмарине». Фото предоставлено Ириной Михалевой

В этом году исполняется 30 лет уникальному нарвскому театру-студии «Ильмарине». Бесконечно жаль, что его основатель, многогранных талантов человек Юрий Михалев, уже не увидит этого юбилея…

- Реклама -

Но вопреки всем невзгодам этот нарвский профессиональный театр, в который Юрий вложил всю свою жизнь и которому отдавал свою неуемную энергию и дарование без остатка, продолжает активно работать. Сегодня «Город» беседует с верной спутницей жизни Юрия, его музой и соратницей Ириной Михалевой.

– Ирина, у вашего театра сверхнасыщенный график – но об этом нет широкого оповещения, о вас почти не пишут средства массовой информации. Почему?
– К сожалению, сейчас встречают меня знакомые, наши зрители и спрашивают – работаете ли вы, что-то о вас не слышно. Я им отвечаю – да, мы работаем! И настолько заняты, что не имеем возможности каким-то образом о всех происходящих с нами событиях рассказывать – на это просто нет свободного времени. Жизнь «Ильмарине» очень и очень насыщенная.

Например, мы сыграли наш новый спектакль «Приключения петуха» по мотивам сказок народности мокша, начиная с 8 апреля уже 32 раза – в Нарве, Йыхви, Нарва-Йыэсуу, Кохтла-Ярве, Таллинне, Маарду, Силламяэ и Валга. А также на международном фестивале, проходившем в Вильянди, и в Театре юного зрителя российского города Кингисепп. На спектакле побывало уже более 2 тысяч зрителей.

Два года назад в репертуаре театра появилась новая линия – сказки малочисленных народов, родственных эстонцам. У нас уже есть спектакли по сказкам народов водь, ижоров, сету, ингерманландцев. Малочисленный народ мокша проживает на территории Мордовии. Одним из известных представителей этого народа является Василий Макарович Шукшин, которому в конце июня исполнилось бы 90 лет. Пьесу эту, как и предыдущие, написал Юрий Михалев.

– На афишах «Ильмарине» указан автором постановок П. Римский. Откуда этот творческий псевдоним?
– Юрий не хотел, чтобы на наших афишах значилось: Михалев написал сценарий, Михалев поставил спектакль, Михалев сделал сценографию, Михалев разработал костюмы и так далее. Говорил, что можно обойтись даже и без упоминания, что он режиссер, лучше на афише на это место добавить еще картинку. Кстати, он и афиши тоже разрабатывал, всегда стараясь в них четко донести информацию, для какой возрастной категории зрителей этот спектакль.

– А почему именно П. Римский?
– Моего отца звали Пётр Александрович Римский. Когда Юрий узнал об истории моей семьи, он очень заинтересовался личностью моего отца, и стал даже сам искать о нем информацию. А портрет отца стоял на столе в кабинете у Юрия вместе с фотографиями его родителей (Петр Римский, который родился в 1894 году, закончил в Петрограде частную театральную школу «Палас», в которой преподавали Шаляпин, Собинов и Юрьев. К сожалению, работать актером долго он не смог из-за проблем с легкими. Затем Петр Римский закончил в Москве курсы фотографии, после чего работал в ярославской газете вместе с Марком Лисянским (впоследствии автором гимна Москвы), с которым они создавали совместные репортажи – ред.).

Отец занимался со мной и братьями музыкой, постоянно возил в Москву на разные культурные мероприятия.

– То есть в этом своем псевдониме Юрий отдавал дань памяти Вашему отцу?
– Да, и этим самым он мне сделал прекрасный подарок.

– Вы с Юрием встретились в Нарве?
– Именно в Нарве – видимо, это было предначертано свыше. Он, выпускник Ленинградского института культуры, я – Московского, а познакомились здесь, в Нарве. Оба в Нарву приехали не более как на три года, поработать… И он уже наметил себе путь в Ленинград, потому что там было много мест, куда его приглашали. И на «Ленфильм», где работал его друг Игорь Москвитин, который его уговаривал приехать, и другие.

А так получилось, что оба остались здесь на всю жизнь. Мы возродили театральную традицию «Ильмарине», потому что считали, что надо всегда знать, где ты живешь – и мы познавали Нарву, историю ее культуры, историю Эстонии. Вот так – он родился неподалеку от Паланги (потом родители переехали в Черновцы), я из Костромы, и мы попали волею судеб в Нарву, где решили открыть профессиональный театр. Тот период знаменовался зарождением театров-студий, помните – Олега Табакова, Марка Розовского, Беляковича, это было веяние времени. Тогда Юрия приглашали в Москву, он побывал на встречах с основателями театров-студий.

– И вот в Нарве 30 лет назад, в 1989 году, появился свой театр-студия под названием «Ильмарине». А почему именно такое название?
– Мы оба с большим интересом относились к творчеству Георга Отса и хорошо знали, что его дед, Ханс Отс, вместе с единомышленниками создал в Нарве, на Кренгольме, в 1874 году музыкально-театральное общество «Ильмарине», которое играло огромную просветительскую роль в то время, заложив мощную основу развития культуры. В том «Ильмарине» пел сын Ханса Карл Отс, который, в свою очередь, воспитал в культурных традициях семьи сына Георга. Мы решили, что для нас будет большой честью назвать созданный на Кренгольме (который стал нашим учредителем) профессиональный театр-студию этим прославленным именем.

Это же истина – чтобы хорошо понимать происходящее сегодня, надо знать прошлое.

Нарвский театр-студия «Ильмарине». Фото предоставлено Ириной Михалевой

– Давайте вспомним, как все тогда начиналось?
– Открывали театр очень серьезной постановкой – инсценировкой Юрия Михалева «Болото» или другое название «В писании сказано…» по роману эстонского классика Оскара Лутса. Там играли Юрий Николаев, Андрей Дворцов, Антс Пихельгас. Особенность этого спектакля состояла в том, что он ставился на двух языках – русском и эстонском.

– Помнится, спектакль «В писании сказано…» в постановке нарвского театра «Ильмарине» был тогда высоко оценен?
– Когда мы его привезли в Гродно, где проходил театральный фестиваль республик Прибалтики, Белоруссии, Польши, Венгрии, то наш спектакль взял почти все награды, которые были – за режиссуру (Юрий Михалев), за главную роль (Юрий Николаев), за музыку (автор и исполнитель Сергей Манукян).

Критики отмечали, что в этом спектакле удалось тонко и достоверно передать настоящую атмосферу ушедшего времени.В первом сезоне был и совершенно иной по жанру спектакль под названием «Спасите, я женюсь!» по пьесе немецкого драматурга Франка КсавераКреца – очень веселая постановка.
– Сейчас у вас заканчивается уже тридцатый театральный сезон. Что же дальше?
– Наш юбилейный сезон благополучно идет к завершению. Праздновать 30-летие театра будем осенью, так как мы открылись именно в это время года.

– У вашего нового кукольного спектакля «Приключение Петуха» появился и новый постановщик, познакомьте наших читателей.
– Когда Юрий написал эту пьесу, мы решили пригласить в качестве режиссёра выпускницу нашего театра-студии «Ильмарине» Ольгу Абдулхалимову..

– С этого места давайте поподробнее – вы успевали еще и обучать театральному искусству?
– У нас была своя студия актерского мастерства, за 30 лет было три курса. Ольга закончила нашу студию как актриса. Затем поступила в Ленинградский театральный институт. Закончив отделение кукольных театров, стала работать художественным руководителем Театра юного зрителя города Кингисепп. Она сделала и куклы для нашего нового спектакля.

На международном фестивале, проходившем в Вильянди, где мы показали спектакль «Приключения Петуха», был курс кукольников Харьковского театрального института, преподаватели и студенты которого дали высокую оценку постановке. Художником этого спектакля была Тамара Матянина, тоже выпускница нашей студии.

Создание спектакля поддержал Фонд «Культуркапитал».

В этом спектакле главную роль играл Никита Щербаков, который закончил Санкт-Петербургский Институт культуры и получил специальность актёра театра и кино. Он никогда раньше не работал с куклами, но репетируя с Ольгой, с большим интересом освоил это новое для себя искусство. Его душевные качества, прежде всего доброта, очень важны для детских постановок, дети тонко чувствуют это.

– На мой взгляд, дети – самые благодарные зрители, разве не так?
– Это совершенно точно, и у «Ильмарине» эти самые лучшие зрители живут по всей Эстонии. Мы постоянно играем свои спектакли в Ида-Вирумаа, даже в таких маленьких местах как Синимяэ, Вока, Ору, Пуру, Ахтме, не говоря уж о более крупных городах. Спектакли для всей семьи- это наша основная деятельность.

Спектакль «Приключения Петуха». Фото предоставлено Ириной Михалевой

– А какая вторая?
– Мы обратили внимание на то, что когда люди в пожилом возрасте попадают в дома попечения, они в большинстве своем лишаются возможности стать зрителями, посещать массовые культурные мероприятия. Это связано с объективными причинами и поэтому мы решили, что театр сам должен ехать к ним. И уже за этот сезон «Ильмарине» семь раз побывал в домах попечения – в Таллинне, Алутагузе, Кохтла-Ярве, в Нарве.

– А какой репертуар у вас для этих зрителей?
– Мы привозим спектакли, которые предварительно согласовываем с руководством домов попечения. Мы приезжаем со всеми декорациями. И надо видеть, как нас встречают – люди нарядно одеваются– ведь они идут в театр! Наши благодарные зрители приходят в зал уже минут за двадцать до спектакля.

Конечно, те помещения, где мы играем, далеки от театральных условий – но мы стараемся их адаптировать всеми возможными способами.

– Так что, когда в СМИ пишут «детский театр Ильмарине» – это не точная информация?
– Мы называемся – театр-студия «Ильмарине». Можно просто – театр. Ни в нашем уставе, ни в официальных регистрационных документах не фигурирует слово «детский».

– Ирина, а как ваш театр выживает, на какие средства?
– Чтобы выжить, нам приходится быть активными. Во-первых, мы пишем различные проекты. Не всегда, конечно, получаем столько, сколько требуется, а иногда и вообще ничего не получаем. Но мы постоянно их пишем. Мы сотрудничаем с министерством культуры Эстонии, доказывая и убеждая, что наша деятельность нужна, что запрашиваемая сумма – это минимум, необходимый для продолжения нашего существования. При этом приходится уже сейчас расписывать по месяцам план работы на следующий, 2020 год, в деталях прорабатывая каждый пункт расходов, учитывая будущий рост той же минимальной заработной платы, закономерное подорожание других постоянных расходов.

Здесь в самом широком смысле понимаешь слова «Руководить – значит, предвидеть». Раньше и этим тоже занимался Юрий Михалев.

– И этим тоже?
– Да, помимо написания пьес, создания декораций (от чертежей до рисунка), словом, всего образа будущего спектакля. А потом еще думал, как этот образ воплотить исходя из имеющихся ресурсов, актерских и материальных.

Иногда я жалею, что не настояла на отъезде в 2012 году, когда Юрия приглашали на работу в театр имени Образцова. И когда он ставил свою пьесу в Польше, его просили еще остаться для следующих постановок, говоря –сколько нужно денег, столько дадим.

Его приглашали и в Русский драмтеатр, но он сказал – я приду при условии, если вместе со мной возьмете моих учеников, актеров из «Ильмарине», я их бросить не могу. К сожалению, от него актеры уходили за лучшей жизнью, даже порой посреди сезона покидали.

– Правда ли, что Юрий еще и сам создал сайт «Ильмарине», и сам его вел?
– Да, он сделал наш сайт еще лет двадцать назад, когда их не было даже во многих очень приличных театрах Эстонии. Сайт «Ильмарине» в свое время был назван лучшим в Рунете наряду с сайтом Ленкома. Сейчас наш сайт www.ilmarine-teater.ee временно не обновляется.

– Ирина, Вы знаете, теперь я вижу, что лучшей памятью о Юрии Михалеве является нарвский театр-студия «Ильмарине». Не сдавайтесь!
– А мы и не сдаемся – шестого июня открыли свой летний театральный сезон, проводим для детских садиков спектакли на свежем воздухе.

– Удачи в вашей замечательной деятельности!

Вопросы задавал Александр МЯСОЕДОВ

    - Реклама -
    Предыдущая статьяУченые из NASA обнаружили признаки жизни на Марсе
    Следующая статьяГороскоп: Солнце в Раке — кардинальные изменения
    1 1 голос
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомление о
    0 Комментарий
    Отзывы на заметки
    Посмотреть все комментарии