Итак, выборы состоялись, и состав Рийгикогу нового, четырнадцатого, созыва фактически сформирован. Политологи и комментаторы социальных сетей еще долго будут рассуждать на тему, почему так все вышло, и как могло бы быть, если бы… Далее каждый волен пофантазировать так, как ему в голову взбредет.
Но главный факт, как говорится, уже «на лице». Победила с большим перевесом голосов партия Реформ, которая имеет 34 мандата, но их всяко не хватает для единоличного правления, вынуждена выбирать себе партнеров в коалицию, чтобы сформировать правящее большинство в парламенте.
Выбор этот достаточно мучителен, поскольку у каждой из прошедших в Рийгикогу партий (а это центристы — 26 мандатов, Консервативная народная партия — 19 мандатов, партия «Отечество» — 12 мандатов, и Социал-демократическая партия — 10 мандатов) есть свои принципиальные позиции, вступающие в определенные, порой даже непримиримые, противоречия с программой реформистов. Скажем, «Реформа» не согласны с центристами в части системы налогообложения, и против их навязчивой идеи бесплатного транспорта, который грозятся вообще отменить.
Руководство Партии реформ во главе с Кайей Каллас, вынужденное идти на переговоры с вероятными партнерами по коалиции, в понедельник успело встретиться для предварительных консультаций с представителями Isamaa, Центристской партии и Социал-демократической партии. Исключение составляет Консервативная народная партия Эстонии, хотя и сделавшая большой рывок по набранным голосам, но в силу своих радикальных заявлений не устраивающая в качестве партнера ни одну из прошедших в Рийгикогу партий. Хотя, по некоторым сведениям, ее лидер Март Хельме и предлагал отправить в оппозицию партию Реформ, объединившись с «Отечеством» и соцдемами — при таком раскладе хватило бы суммарного числа членов данной предлагаемой коалиции. В среду, 6 марта, когда верстался этот номер «Города», стало известно, что реформисты начали переговоры с центристами. В этом случае для создания правительства вполне хватает двухпартийной коалиции.
А для Ида-Вирумаа и Нарвы в частности прошедшие выборы стали своеобразным тестом на политическую обстановку в регионе. Повальный выход нарвитян из Центристской партии вслед за ведущими депутатами, обильная критика центристов в городской газете Narva Linnaleht, отсутствие единства последних, вместо которого — мощный разлад между популярными политиками явно внесли сумятицу в умы жителей Нарвы. Одним из печальных результатов всего этого называют резкое снижение явки нарвитян к избирательным урнам — в нашем городе проголосовало на 9.3% меньше граждан, чем четыре года назад и явка нарвских избирателей едва перевалила за 40% (41,1%). Кстати говоря, после обнародования результатов в редакцию «Города» поступило много обращений, в которых люди жаловались на якобы отсутствие приглашений на выборы, не поступивших в их почтовые ящики. Да и в той же газете Narva Linnaleht, издатели которой обещали снабжать нарвитян подробной информацией, как-то люди не находили сведений, где, когда и как они могут голосовать.
Уважаемые читатели, судя по всему, мы еще не раз вернемся к теме выборов.
Александр МЯСОЕДОВ