Теоретически уже более 20 лет потихоньку разрушающийся бывший ДК имени Герасимова может простоять заброшенным, но безопасным для окружающих, хоть сто лет. Нет никакой возможности забрать его у собственника, российского бизнесмена из Твери Гагика Спартаковича Язычяна, также как нет и реального, осуществимого плана у самого Гагика Спартаковича сделать что-то с бывшим центром культуры Кренгольма, восстановив здание или построив на его месте что-то новое.
Это не защищаемый законом памятник архитектуры
В середине 90-х здание ДК, построенное в 50-х по проекту, реализованному во многих уголках Советского союза, хотели взять под охрану как памятник архитектуры, но этого не произошло. В то же время этот статус получили возведенные примерно в то же время дома культуры в Силламяэ и Кохтла-Ярве. В 2012 году была предпринята вторая попытка признать Гераську архитектурным памятником, спасти здание, но опять не получилось. Министерство посчитало, что строение находится в очень плохом состоянии и реанимировать его поздно.
Представителя собственника не дождались
В Нарвской городской управе при участии общественности прошло обсуждение плачевного настоящего и туманного будущего, постепенно разрушающегося уже более 20 лет бывшего ДК имаени Герасимова. Единственным интригующим моментом в объявлении, приглашающем нарвитян на разговор, было участие представителя собственника Гераськи, о котором в нем говорилось как о чем-то, что может случиться, а может и — нет.
Быстро выяснилось, что его не будет, хотя и звали, а в ходе разговора стало понятно почему: реального плана развития недвижимости у него как не было 20 лет, так и нет сегодня. Поводом для мероприятия было обращение к властям простого нарвитянина, обеспокоенного судьбой бывшего ДК, построенного еще в 1950-х.
Еще один так и не построенный нарвский аквапарк
В 2004 году давно переставшую быть оплотом культурной жизни Кренгольма Гераську купил российский бизнесмен из Твери Гагик Спартакович Язычян. До конца нулевых там периодически проводились разного рода мероприятия, которые, возможно, давали кому-то надежду на перерождение бывшего Дворца культуры в досуговый центр для молодежи, который, якобы, собирался создать новый собственник. Потом была серия пожаров. Они вкупе с прочими общими повреждениями, прежде всего, крыши сделали здание непригодным для какого-либо использования, кроме как под склад, что, говорят, делалось или делается до сих пор.
В начале 2010-х Язычяну, являвшемуся тверским депутатом местной думы от «Единой России», закрыли въезд в Эстонию, и с тех пор время от времени разве что появлялась информация о запредельных суммах, за которые объект хотели продать: 2 миллиона евро, миллион, к 2019 году превратившийся в 450 тысяч. Город рассматривал возможность выкупить недвижимость, снести здание, оставив только живописные колонны. Годами сообщалось и о фантазиях собственника по созданию в Гераське аквапарка, одного из многих так и не построенных нарвских аквапарков.
Именно о такой идеей, по словам бывшего мэра Нарвы Катри Райк, к ней год-полтора назад обратился представитель Язычяна в Эстонии, руководитель управляющей недвижимостью бывшего ДК местной фирмы. «Он показал эскизный проект профессионального архитектора – ни кто-то там нарисовал. Это был аквапарк. И он хотел, чтобы город его создание профинансировал. Мы ему сказали, что город свои 20-30 миллионов точно на такое не выделит. Он утверждал, что хватит и десяти, что было нелогично, это с неба взятая цифра. Потом снова исчез, а затем появилось предложение выкупить здание. Это все контакты с представителем собственника за три последних года», — рассказала Катри Райк.
Частная собственность священна
Комментируя отсутствие представителя собственника, старший специалист по охране правопорядка Дмитрий Дьяков сказал, что понимает причины его неявки. «Не захотел. Конечно, ему пришлось бы отвечать на все те вопросы, которые вы сейчас задаете», — сказал Дьяков собравшимся, которых собралось немало, а большинство интересовало, можно ли как-то воздействовать на собственника, принудить его к развитию недвижимости или забрать ее у него.
Дьяков объяснил, что нет ничего, что заставило бы собственника быстрее избавиться от Гераськи, продать ее по адекватной цене. «Земельный налог ему обходится всего в 400 евро в год, а состояние здания, входы в которое закрыты, угрозы для безопасности прохожих не создает», — сообщил чиновник, уточнив, что в целом установленные законом обязанности и требования соблюдаются.
Городской архитектор Пеэтер Тамбу много говорил о принципиальной важности защиты собственности в Эстонии, даже такой собственности. «Защита частной собственности – является основой не только эстонского права, но и европейского, а также еще примерно в половине мира. Право собственности – это одно из основных признанных ООН прав человека. Оно нарушается только в некоторых странах, и, например, делать эстонскому парламенту предложение изменить законодательство, превратить Эстонию в одну из таких стран, даже не стоит», — уверен городской архитектор. По словам Тамбу, принудительное отчуждение Гераськи было бы возможно только в том случае, если бы она мешала решению вопроса, связанного с государственной безопасностью.
О возможности воссоздания городом бывшего ДК во всей его былой красе, таким, каким оно было создано 70 лет назад, архитектор предлагает забыть раз и навсегда. «На строительство (а Тамбу сознательно не использует в данном случае слова «реставрация» или «реновация», — прим. авт.) ушло бы примерно 12 миллионов евро, а Нарва никогда не инвестировала такие огромные деньги в какой-то проект. Все, что в городе строится, появляется при очень скромном самофинансировании из горбюджета, иногда оно составляло менее 10 процентов от общей суммы», — говорит Тамбу.
Цена завышена в несколько раз
Очевидно, что продажная цена «400 тысяч евро» чрезвычайно завышена. Например, несколько лет назад собственник до сих пор постепенно разваливающегося общежития по Космонауди, 6 (рядом с Keerese keskus, с развязкой Таллиннское шоссе – Пушкина – Кереса, с Петровской площадью) безуспешно пытался продать его за 200 тысяч евро – покупателей не было. В итоге собственник бывшей общаги почти договорился с нарвскими властями о том, что город купит недвижимость за 120 тысяч евро, но сделка сорвалась.
Отметим, что местоположение Космонауди, 6 куда как интереснее с точки зрения создания на этой недвижимости чего бы то ни было, чем в случае Гераськи. Если на Космонауди теоретически еще можно представить еще один, не факт, что кому-то нужный офисно-торговый центр, то в парке Герасимова такой проект был бы невозможен по понятным причинам: людей в районе живет мало, добираться до него из других частей города сложно, перспектив общего развития «заснувшего» Кренгольма пока не видно. По этим же причинам идея аквапарка на этом месте представляется фантастической.
Но вот о том, что эта идея жива, корреспонденту Радио-4, уже после собрания в управе, сказал не пришедший на него представитель собственника Антон Белов. «Основные планы связаны с тем, чтобы переделать это здание в аналог спа-центра», — сказал Белов в передаче «Подробности из Нарвы», утверждая, что разработанная финансовая модель окупается, но найти средства на реализацию проекта, получить банковский кредит на него пока не получается. Кроме того, он сказал по радио о возможности построить на месте Гераськи жилой дом.
В то же время, Антон Белов заверил, что в разваливающемся состоянии бывший ДК еще 10 лет в любом случае не простоит. «Будет либо снесен и что-то будет построено, либо будет как-то перепрофилирован», — отметил предприниматель.
Что еще можно сделать?
Кроме сохранения только колонн от здания ДК, сноса всего остального, есть еще пара идей нового оформления этого пространства. Во-первых, есть предложение просто «изъять» остающиеся в частной собственности, без развития на неопределенное время развалины бывшего центра культуры района из городского пространства, завесив полотнищами на металлических конструкциях. Также есть предложение городу, выкупив бывший ДК, превратить его в памятник самому ДК и ушедшей эпохе, сохранив не только колонны, но и коробку стен, освободив от перекрытий, «сделав из нее призрак коммунизма, который пытались построить, но не преуспели». Это предложение культуролога Яна Левченко.
Отметим, что, если бы оно стало предметом общего осуждения со стороны нарвитян, можно было бы ожидать протест тех, кто помнит Гераську как центр культурной жизни не только 11 тысяч работников комбината, и не хочет превращения его в призрак. Конечно, сложно сказать, насколько ярким и массовым этот протест по поводу идеи «призрака» был бы.