Попробовав описать прошедшие в Эстонии выборы в Европейский парламент в нескольких словах, я обнаружил, что все они начинаются на одну букву, пишет в редакционном мнении главный редактор «МК-Эстонии» Андрей Титов.
Первая «П» – предсказуемость. В ночь с воскресенья на понедельник, когда объявили результаты, повод для празднования был не только у реформистов и социал-демократов, получивших по два мандата, но и у социологов.
Перед выборами в Рийгикогу социологические опросы устроили «качели», выдвигая на вершину рейтингов то одну партию, то другую. Общая картина оказалась весьма размытой, а результаты – во многом неожиданными. Сейчас же прогноз был точнее расшифрованных катренов Нострадамуса и провидений Ванги.
Ма-а-аленькая интрига заключалась разве что в личности независимого кандидата Раймонда Кальюлайда, чьи рейтинги были более-менее сопоставимы с партией «Исамаа». Но верилось с трудом. В итоге он и набрал в полтора раза меньше голосов, чем требовалось.
Вторая «П» – пассивность. В Эстонии евровыборы никогда не были слишком популярны. Явка в 2004 году была всего 27%, хотя вроде как впервые выбирали посланников в Европу. В 2009-м наши показатели неожиданно – не иначе, как на фоне кризиса – приблизились к среднеевропейским, составив 43,9%. В 2014-м – снова откат на 36,5%.
В этом году говорилось о том, что внутриполитическая напряженность сыграет свою роль и явка будет выше обычного. Может, виной тому промозглая погода в день выборов, но 37,6% – явно не то, что ожидалось. Ведь в целом в ЕС проголосовали больше половины избирателей, что стало рекордом за последние 25 лет. У нас же особо выделился регион Ида-Вирумаа, продемонстрировав полное безразличие к выборам – явка 24,3%.
Третья «П» – протест. Правящие партии евровыборы проиграли. Не с треском, но все же получили лишь два мандата из шести. Сюда добавится еще один, когда Британия наконец выйдет из ЕС, но все равно счет 4:3 в пользу оппозиционных сил.
«Что наверняка объясняется протестом против происходящих в стране процессов.
И вот четвертая «П» – поражение. Главные проигравшие на выборах – конечно, центристы. Даже в Таллинне они были популярнее остальных лишь в одном районе – Ласнамяэ. В других же заняли даже не второе, а третье место. Да и результаты по Ласнамяэ обнадеживать не должны. В 2014 году там за Центристскую партию отдали голоса 14 тысяч человек, а сейчас – практически вдвое меньше.
Точно так же, почти в два раза, упала поддержка центристов в Ида-Вирумаа. Один только Кальюлайд, вышедший из рядов партии в знак протеста против коалиции с EKRE, оттянул на себя в Ида-Вирумаа голоса 15%.
Так что выборы в далекий и непонятный Европейский парламент – это заодно и повод призадуматься о том, что происходит у нас. И будущее можно описать еще одним словом на букву «П»: посмотрим.