Резкие изменения на политическом поле Нарвы привели к смене управы, т.е. мэра и его ближайших помощников, отвечающих за определенные сферы деятельности. Если большинство процессов, таких как ремонты дорог, строительные проекты и пр., идут своим чередом из года в год (часто не завися от первых лиц), то переход на полностью эстоноязычное образование для русскоязычных школ был запущен в прошлом году и стал серьезным вызовом для местного самоуправления. Справились ли власти?
Довольно внезапный (по крайней мере, для учеников и родителей) переход потребовал немалых усилий от школ, а также местных властей. Напомним, что специально для решения возникающих вопросов и проблем в Нарве в феврале 2024 года была введена должность второго вице-мэра по вопросам образования, занять которую пригласили депутата Йыхвинского волостного собрания Мессурме Писареву, которая решением депутатов была освобождена от занимаемой должности 3 января.
Считает ли она поставленную перед ней задачу выполненной? «Полагаю, что за прошедшее время многое уже сделано, но и впереди предстоит еще многое. Некоторые этапы дались нам очень нелегко, пришлось принимать сложные решения, расставаться с опытными педагогами. Но первого сентября Нарвские школы смогли начать обучение первоклассников и четвероклассников в соответствии с требованиями закона. В школах занятия идут по расписанию, открыты группы продленного дня, есть помощники учителей, которые помогают детям и педагогам. Работают и детские сады», — говорит Мессурме Писарева, покидая свой пост, и добавляет: «С другой стороны понятно, что впереди еще долгий путь. Сейчас надо готовить учителей для следующего года, когда к 1 и 4 классам добавятся вторые и пятые. Этапы перехода будут продолжаться, а в Нарве, что не секрет, есть проблемы с кадрами».
Кадровый голод
Изначально проблема казалась не разрешаемой: необходимо было найти для детских садов и школ 280 учителей, имеющих категорию С1 или В2. Тем не менее, Нарве удалось найти 76 специалистов, пришедших из списков Кассы по безработице, из них было 45 учителей. В Нарву приехали и иногородние учителя, правда, таких смельчаков нашлось не более десятка. В конце лета правительство дало возможность перезаключить договора сроком на один год для тех, кто в этом году продолжил преподавание на русском языке, с условием, что категория будет сдана до конца учебного года. Таких педагогов у нас 50 человек, и с ними на будущий год ситуация может оказаться сложной. «Они все ходят на курсы, учат язык, но с этих работников никто не снял рабочей нагрузки, поэтому для них все это дается непросто. К тому же понятно, что не все учителя, формально соответствующие требованиям, действительно могут вести уроки на эстонском языке свободно. С этим тоже необходимо считаться», — подчеркивает бывший вице-мэр. По ее словам, до сих пор не хватает 4-5 предметников, но и раньше, до перехода, были свободные вакансии, которые закрывали при помощи дополнительной нагрузки на работающих педагогов.
Конфликт интересов
Отдельная тема – это HEV-дети (дети с особыми потребностями), для которых требуются спецпедагоги. Как раз в этой области не все гладко, не все специалисты есть, тем более, с требуемой законом категорией владения эстонским языком. Не секрет, что Нарва была вынуждена идти на нарушение закона и вступать в полемику с министерством образования. Напомним, управа столкнулась с дилеммой: или выполнять закон, обязующий предоставлять детям услуги спецпедагогов, или закон, согласно которому спецпедагоги должны иметь соответствующую категорию. «Мы выбрали интересы детей. Сейчас спецпедагоги учат язык, но не надо себя обманывать, что все они смогут сдать его весной на требуемую категорию. Надо ценить их знания и позволить людям, которым не хватило пары-тройки баллов для сдачи на категорию, работать, так как все равно основной язык их работы – русский», — полагает Писарева. Она также напоминает, что со следующего года или через год городу потребуются логопеды, работающие и на эстонском языке.
Поиск продолжается
«Если раньше директора учебных заведений были в несколько растерянном состоянии в связи с поиском новых кадров, то теперь, верю, ситуация несколько улучшилась. Если в мае директорам помогали специалисты Кассы по безработице в поиске педагогов, то позже руководители прошли курсы по подбору персонала и научились делать это самостоятельно и эффективно. Напомню: проблема была не в том, чтобы найти отдельных работников, а в том, что необходима была массовая замена при условии отсутствия соответствующих специалистов», — напоминает бывший вице-мэр, и сожалеет, что власти не смоги пока трудоустроить тех педагогов, которые были вынуждены уйти с работы на биржу труда. «Это профессионалы своего дела, и их потенциал и опыт необходимо использовать на благо детей. Это золотой запас, которым не следует разбрасываться», — считает она.
Если большинство школ в стране работают над повышением качества образования (рабочая нагрузка педагогов, условия труда и пр.), то Нарве пришлось в этом году заниматься более приземленными проблемами: буквально поиском персонала для исполнения закона. Это стало причиной отказа со стороны местного самоуправления от договора об образовании, предлагаемого министерством образования.
«Если исходить из того, какой была точка отсчета, то я могу сказать, что мы проделали большую и хорошую командную работу. В Нарве сейчас работает 10 детских садов и 6 школ, масштабы довольно большие, а людей, отвечающих за переход, не так уж и много. Это было нелегко, было ощущение, что мы тушим пожар. Но сейчас процесс уже запущен, работа идет, теперь дело за стратегией – как облегчить труд учителя, как помочь детям с уроками, как их поддержать вместе с родителями. Тут я скажу всем спасибо за терпение: и родителям, и учителям, и руководителям учреждений. Хочу поблагодарить своих коллег, работников управы и Отдела культуры за командную работу», — сказала на прощание Мессурме Писарева. В новом составе управы, утвержденном 3 января, место вице-мэра по вопросам образования не предусмотрено. Эта сфера деятельности теперь входит в компетенцию мэра Катри Райк.