Электронная очередь к нарвскому погранпункту для пешеходов — это утопия

0
264
Пограничный пeнкт пропуска Narva-1, граница, очередь
В первый день начала перехода к тотальному контролю на нарвском погранпункте очередь к нему не выросла. Возможно, кто-то просто отложил пересечение границы, решив понаблюдать за тем, что будет дальше. Фото: Роман Викулов

После громкого скандала с превращением бесплатной парковки перед городским спортцентром на улице Раквере в платную, власти опять заговорили о том, что муниципальному предприятию Transservis-N все-таки надо как-то выживать, искать возможности зарабатывать в условиях, когда движение транспорта на нарвском участке границы остановилось. Основные идеи развития, которые звучали до сих пор, мягко скажем, — сомнительные. Ждать следующих, прорывных идей — еще более странно.

- Реклама -
Роман Викулов
Роман Викулов. Журналист газеты «Город»

Сообщающие о платной парковке на находящейся на балансе Transservis-N территории знаки, как выяснилось, были установлены по ошибке. Платная парковка там планировалась, но на других условиях, не затрагивающих интересы клиентов, посетителей спортцентра, утверждают в муниципальном предприятия, указывая на то, что организующая платную парковку фирма поспешила ее ввести до подписания соответствующего договора. Ложечки нашлись, но осадок остался — Transservis-N ищет на чем заработать, и совершаемые им движения в этом направлении напоминают судороги. Хотя в самом предприятии говорят, что все не так уж плохо, и оно близко к тому, чтобы доходы компенсировали расходы. Парковка для транзитного транспорта на Раху работает как платная парковка, недавно городские власти решили собирать там же и эвакуируемый транспорт, за что расплачиваются его собственники, там же, на Раху функционирует маленькая гостиница.

Вице-мэр Нарвы Олег Карпиков предполагает, что парковку перед спортцентром переведут на баланс города, соглашаясь, что взимание платы за нее задело чувство справедливости горожан.

Откуда все-таки городскому акционерному обществу Transservis-N брать деньги, если не с горожан? Как выживать?

Напомним, что до 1 февраля этого года муниципальная акционерка Transservis-N занималась организацией транспортной очереди к нарвскому погранпункту. Точнее говоря, ее функцией было поддержание порядка движения транспорта, определенного автоматизированной системой GoSwift. Люди бронировали время проезда в интернете, пункты Transservis-N регулировали подход к границе, следили за тем, чтобы реальная очередь соответствовала электронной.

Transservis-N, по заверению нарвских властей, обсуждавших судьбу своего предприятия, не дает закрыть действующий договор с Департаментом полиции и погранохраны, согласно которому оно должно оказывать услугу до 2027 года.

Когда Россия 1 февраля прекратила движение транспорта через мост «Дружбы» в связи с глобальной реконструкцией ивангородского погранично-таможенного пункта, то не очень определённой стороной заявлялось, что стройка продлится два года. Вряд ли можно быть уверенным в этом, учитывая политическую составляющую вопроса, а также то, что заметные строительные работы там начались только спустя полгода, в июле. Думаю, никто сильно не удивится, если и 2027 год мы встретим при по-прежнему закрытой для транспорта нарвской границе.

Уже довольно давно звучит идея переориентации Transservis-N на обслуживание электронной очереди к нарвскому погранпункту для пешеходов, работающей по принципу автомобильной, то есть с тем же заблаговременным бронированием времени по интернету.

Как идея она вроде бы кажется симпатичной, интересной, нужной, но это если только не вдаваться в детали, не представлять, как это выглядело бы на практике.

На практике же все было бы сильно хуже, чем в любых, даже самых осторожных фантазиях. Прежде всего, надо сразу учесть, что пешеходов через границу в сторону России проходит многократно больше, чем в свое время машин. Последних проезжало за сутки в среднем 600, сейчас пешком идет в РФ около полутора тысяч человек, причем с 1 мая — только в дневное время, с 07.00 до 23.00.

Также надо учесть, что движение машин проще регулировать хотя бы потому, что они движутся, извините за чрезвычайную банальность, по дорогам, одна за другой, во всяком случае на последнем этапе, перед самым погранпунктом — на улице Мальми, а любые нарушения заметны и минимальны.

В случае «человеческого муравейника» на Петровской, когда временами там медленно движутся к пункту контроля многие сотни людей, нужно было бы организовывать коридор движения пешеходов, гарантирующий очередность аналогичную электронной. Но как? Дело не только в вопросе установки заборов, физического создания коридора. У людей, извините за еще большую банальность, нет знаков на груди и спине, аналогичных автомобильным, и процедура проверки порядкового числа, места в электронной очереди, была бы очень непростой, перманентной, сложно решаемой задачей.

Важно, что при всех стараниях не удалось бы исключить ситуации, когда кто-то подходит к проверяющему документы пограничнику без очереди. Тут все зависит от напора, наглости, сил, габаритов конкретного стремящегося влезть в первые ряды человека, и невозможности ему противостоять, если оставить за скобками физическую борьбу за первенство, которая, к сожалению, возможна. С учетом таких вероятностей у «последнего рубежа обороны», конкретного пограничника, должна появиться обязанность проверять очередность, но такое, скажем опять же очень мягко, крайне маловероятно.

Для этого нужна политическая воля, желание государственных властей облегчить людям пересечение границы с Россией, но мы уже просто хорошо знаем, что такого желания по факту нет и близко. Тут нет смысла особенно останавливаться, но лишь отметим, что и отказ от круглосуточного режима работы нарвского погранпункта на Петровской, отрицание возможности к нему возвращаться, и категорическое нежелание возобновлять работу погранпункта «Нарва-2», что на Кренгольме, очень красноречивы, показательны, не должны оставлять никаких сомнений, надежд.

Надо понимать, что желающие пролезть без очереди будут обязательно, и я, конечно, сейчас, прежде всего, о тех, у кого срываются важные планы, кто опаздывает на самолет из Питера, например. И тех, кто занимал электронную очередь, но в конкретное время не смог пройти, так как по факту очередь двигалась с большим опозданием.

Бывало, когда автомобильная очередь запаздывала на целые сутки. В праздники, конечно. То есть человек бронировал проезд границы, например, на полдень 7 января, а по факту проезжал через нее только в полдень 8 января. В случае очереди пешеходов можно предполагать и еще большие задержки, доводящие людей до срывов, попыток пройти во что бы то ли стало раньше, но уже после обещанного времени.

Сравнение с выдачей аппаратом номеров очереди клиентам банков, например, некорректно. Так просто все не будет. В случае границы ставки выше, эмоций и маленьких трагедий несоизмеримо больше. Не надо сравнивать мягкое со сладким.

Создатели электронной системы GoSwift, а также пограничники всегда подчеркивают, что ее алгоритм, предложение конкретного времени для пересечения границы основаны «на нормальном движении очереди», учитывающей в том числе обычную скорость проверки на российской стороне. Последняя очень часто бывает непредсказуемой, это давно известно всем заинтересованным лицам. Но теперь и размер очереди на Петровской, в Нарве, вряд ли кто-то возьмется предсказать, то есть никто не будет всегда точен в этом прогнозе. И к этому надо добавить еще и неизбежное замедление пешеходной очереди, к которому приведет любая ее регуляция в реальном пространстве, ее общую непредсказуемость.

Слишком много факторов, которые гарантированно превращают электронное бронирование в лотерею, в которой выиграют, пройдут в назначенное время, далеко не все.

Само собой, Министерство внутренних дел, заказавшее в свое время систему GoSwift для автомобильного транспорта, “для облегчения пересечения границы», вряд ли возьмется сегодня облегчать жизнь идущим в Россию пешком. У министра МВД Ляэнеметса, как следует из его недавних высказываний, в очередях на границе виноваты нарвитяне, зарабатывающие на переносе товаров в Россию. Он сказал, что из-за них и перешли к тотальному таможенному контролю всего перемещаемого через границу. О «несунах» никто заботится не будет.  Но, повторюсь, важнее всего то, что, появись электронная очередь для пешеходов каким-то невероятным, чудесным образом, то она сделает все еще сложнее, не легче.

Другая, уже залежалая идея развития Transservis-N заключается в превращении его в предприятие по уборке улиц. Она, возможно, еще более безнадежная, чем упование на обслуживание пешеходной очереди. Просто потому, что это потребовало бы значительных, невероятных при сегодняшних бюджетных проблемах Нарвы инвестиций в технику. Денег у города просто нет. Но все же реализуйся она, много ли получит город от этого? Если не говорить о рабочих местах, которые будут похожи на социальные, экономически необоснованные, так как город не может эффективно конкурировать с частным сектором. У него другая логика, другое отношение к деньгам, причем при любой власти. Если же говорить о примере частного сектора, свободного предпринимательства, то невозможно представить, чтобы сотрудники какого-то подразделения большого предприятия месяцами изучали вопрос, на что им жить, не реализовав ни одни план, не разработав толком его. Через пару месяцев бездействия их бы просто сократили. «Заморозка» Transservis-N до лучших времен кажется очень логичным решением, но экономическая логика в данном случае, конечно, менее важна, чем политическая, в рамках которой не всякий чемодан без ручки бесполезен.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяАжиотаж вокруг Кесклиннаской школы оказал ей медвежью услугу
Следующая статьяБывший рынок «Энергия» планируют возродить под новым именем
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии