Подводя итоги первого месяца работы нарвского участка границы по новому графику, когда погранпункты с обеих сторон реки работают с 7 утра до 23, а на ночь закрываются, надо, прежде всего, сказать, что очереди выросли, а жара сделала затяжное стояние в них особенно тяжелым делом. Люди, как и раньше, как правило, особенно долго дожидаются контроля российскими пограничниками и таможенниками.
Напомним, что решение о новом графике работы нарвского погранпункта, закрывающегося с 1 мая на ночь, приняло правительство Эстонии, а ивангородский погранпункт под него подстроился. Российская сторона в конце апреля выпустила пресс-сообщение, уведомляя всех заинтересованных лиц о грядущих изменениях. Пункты контроля с самого начала действовали согласованно, действуют также до сих пор, хотя непосредственного взаимодействия, общения, контакта по разным рабочим вопросам между пограничниками ЭР и РФ нет. Недавняя история с буями на реке Нарова совсем плохие с начала войны в Украине отношения не улучшила.
На ночь на мосту в мае никто не оставался — российская сторона не саботировала работу по новому графику, хотя опасения, что такое возможно, у некоторых наблюдателей были.
Согласно подробной статистике, которую предоставила «Городу» пресс-служба Департмента полиции и погранохраны, в мае (вплоть до 28 числа) происходило от 2875 до 3562 пересечений границы в день, в ту и другую сторону — суммарно (надо учитывать, что на одного человека могло приходиться несколько). В среднем — чуть больше 3000 в день, без особых скачков, с той особенностью, что на выходных движение через мост «Дружбы» происходит интенсивнее. Майские праздники особенного всплеска не вызвали, хотя наиболее многолюдно на границе было именно в их период.
Общее число людей, через мост «Дружбы» пришедших в Эстонию в мае (к статистике по 28 мая мы добавили предположительные показатели по трем дням) составило около 45 тысяч человек (скорее всего — до 45), то есть существенно меньше, чем было в предыдущие месяцы этого года, начиная с февраля, когда транспортное движение на нарвском участке границы было прекращено. В апреле в Эстонию из России пришло 55 741 человек, в марте — 56 627, в феврале — 47 474, то есть народу шло примерно на 20 процентов меньше, чем было при круглосуточном режиме работы границы.
Подчеркнем, что при этом время работы границы сократилось на треть, на 8 часов, что не могло в итоге не привести к росту очередей, которые и до того были повседневностью.
Между тем, какого-то коллапса на границе в мае все-таки не произошло ни разу — особенно длинные очереди стали менее случайным, обыденным явлением, но, например, у погранпунктов никто не ночевал, чтобы не упустить место. За полчаса до закрытия погранпунктов движение через мост сходило на нет, все успевали пройти.
У нарвского погранпункта очередь занимали с 4-5 утра, и к 7 часам иногда на Петровской площади собиралось 200 и более человек, чаще — около 100, которые проходили на эстонской стороне контроль быстро, в том случае, если работала автоматическая биометрическая проверка. В основном люди проводили многие часы в очередях с двух сторон ивангородского погранпункта, но печальных рекордов поставлено не было. По 6-7 часов на пересечение границы в плохие дни уходило и в апреле, пока граница еще работала круглосуточно.
Много было разговоров о продаже мест в очередях, о конфликтах, когда один человек занимает место, например, для десяти, а остальные стоящие протестуют против этого. Рассказывают о том, как на российской стороне из «парников», застекленных участков коридоров к погранпункту, пару человек увезли на скорой помощи в больницу, когда им стало там плохо от жары. Подтверждения этому из официальных источников «Городу» найти не удалось, но, так или иначе, идущие через границу зачастую жалуются именно на жару.
Часто высказывается пожелание сделать так, чтобы биометрический контроль на эстонском погранпункте, к которому люди, как правило, стоят в отдельной быстро двигающейся очереди, был возможен для детей младше 12. В нынешней ситуации приходится стоять с ними в общей очереди.
«Что касается возрастного ограничения, то причина исключительно техническая: ABC-воротами могут пользоваться лица, рост которых составляет 1,2-2 метра и возраст которых – как минимум 12 лет. Поскольку биометрические ворота устанавливаются на границе Шенгенской зоны и объединяют все страны Шенгенской зоны, требования и правила едины для всех, и зависят только от программного обеспечения, установленного в системе. В одностороннем порядке менять эти требования Эстония не может», — прокомментировали нам ситуацию в Департаменте полиции и погранохраны.
Говоря о работе в мае, руководитель Нарвского погранпункта Марек Лийва отмечает, что в целом поток желающих пересечь границу остается более или менее стабильным.
«В связи с изменением часов работы погранпункта и перераспределением рабочего ресурса пограничники проводят более детальные досмотры на эстонской стороне, однако это не занимает много времени именно за счет большего числа сотрудников. В течение мая у нас не было нестандартных ситуаций. Люди хорошо осведомлены обо всех изменениях», — констатирует Лийва.
Разумеется, заторы на российской стороне в эстонском департаменте комментировать не могут, но в связи с ними надо отметить то, что реконструкция ивангородского погранпункта, ради которой с 1 февраля было прекращено движение транспорта через границу, так до сих пор и не началась. Если не обращать внимание на установку строительных вагончиков и огораживание части территории забором.