В минувший понедельник в рамках пресс-тура в Таллинн пообщались в числе прочих с президентом ЭР Аларом Карисом и премьер-министром Каей Каллас. «Город» задал свои вопросы высшим руководителям Эстонии.
В пору работы президентом ЭР Керсти Кальюлайд отметилась затяжным конфликтом с Эстонской консервативной народной партией (EKRE). Насколько вероятно то, что действующий президент республики Алар Карис также окажется в ссоре с EKRE, имеющей неплохие шансы на победу в мартовских выборах 2023 года? Как он относится к этой партии?
Согласно последнему социологическому исследованию Norstat, Партия реформ всего на 5% опережает EKRE в рейтинге популярности политических сил. За тяжелую зиму соотношение может измениться, если EKRE продолжит использовать популистскую риторику, говоря о тарифах и вообще – о проблематике рынка энергии, если продолжит проводить массовые акции протеста.
«Есть еще время, — говорит Карис. — Все может случиться. Цифры могут поменяться. Для того чтобы получить власть недостаточно просто победить на выборах — нужно создать коалицию. Я не вижу перспективы, чтобы одна партия набрала больше половины голосов избирателей. В любом случае будет коалиция».
Алар Карис отметил, что взявшая максимальное количество голосов партия должна будет сформировать большинство в парламенте, создать правительство.
«Если кто-то не сможет это сделать, то нужно право создавать коалицию передать следующему, тому, кто может», — указал президент.
Говоря об отношении к EKRE, Карис обратил внимание на то, что за партиями стоят не только их руководители со своими высказываниями.
«За партиями стоят и их избиратели, часть эстонского народа. Это нельзя забывать», — подчеркнул Карис.
Премьер-министр, являющаяся также председателем Партии реформ Кая Каллас констатирует, что «тяжелая зима станет водой для мельницы популистов».
«Конечно, легко говорить: это все из-за них (действующей коалиции, — прим. авт.), выбирайте нас», — рассуждает Каллас.
Она сообщает, что обсуждала ситуацию с премьер-министрами других стран, у которых выборы будут также весной. «Они говорили, что им будет нелегко», — информирует премьер.
По ее словам, популизму действующая государственная власть противопоставит реальную помощь.
«Я не отрицаю существование проблемы. Действительно ситуация тяжелая. Цены выросли сильно. Поэтому наша цель — помочь людям справиться, пережить эту зиму», — говорит Кая Каллас.
«Если говорить о выборах, то с моей точки зрения у нас с ЭКРЕ очень разные ценности, взгляды. Например, относительно той же войны. Нейтральность в войне (вице-председатель EKRE Март Хельме заявил недавно, что EKRE не за Россию и не за Украину, — прим. авт.) для меня — это безразличие в отношении насилия, в отношении страдания людей. Поэтому маленькая страна, у которой такой агрессивный сосед, не может выбирать безразличие, нейтральность», — рассуждает Каллас.
Она опровергает утверждения EKRE, что слишком большая помощь направляется украинским беженцам.
«Из семейных пособий только 1.37 процентов идет на украинцев, родительских пособий — 0.31 процента, на поддержку нетрудоспособных украинцев — 0.21 процента от общего объема», — обращает внимание Каллас.
Премьер-министр говорит, что в сфере энергетики есть и хорошие новости. «Хорошая новость в том, что по сравнению, например, с августом, когда цена за электроэнергию была 362 евро за мегаватт-час, сейчас, учитывая универсальную услугу и пособия, она составляет 104 евро за мегаватт-час», — отмечает Каллас.