Достигли зрелости

0
178
После демонтажа памятника Танк Т-34
После демонтажа памятника Танк Т-34 посадили маленькие сосенки. Фото: Роман Викулов

В чем кроется идентичность русской общины? Толчком для таких размышлений стала эпопея с памятниками советского периода. Причем как в Эстонии, так и в Латвии. У соседей лакмусовой бумажкой стали события вокруг самолета Ил-28 в Скулте и рижского мемориала. У нас, естественно, нарвский танк.

- Реклама -
Павел Иванов
Павел Иванов. Фото: Личный архив

В Латвии также происходит процесс самопознания русской общины. Хотя там, судя по местным публикациям, старт поиску новой идентичности был задан вопросом: почему русские разочаровали национально заточенных политиков и не вышли на массовый протест?

Больше всего версий было о том, что большинство действительно испугалось. Но, как написал латышский журналист Павел Кириллов, совсем не водомета, вызванного, кстати, из Эстонии во время сноса мемориала в Риге. По его мнению, весной стало ясно, что 30 лет пропаганды не прошли бесследно, что в Латвии появились новые поколения с единственно правильным пониманием истории и без рудиментарных остатков общей со своими русскоязычными соседями памяти. И что любой протест против сноса памятника может вылиться в столкновения «стенка на стенку», в конфликты на национальной почве. Поэтому, думается, тут не трусость, а гражданская зрелость и чувство самосохранения.

В то же время президент Латвии Эгилс Левитс заявил, что в Латвии появилась «одна нелояльная государству русскоязычная часть». «Наша задача – разобраться с ней и изолировать ее от остального общества», – добавил он.

Если многие в Эстонии удивлялись спокойному 9-му мая в этом году, то выдержанное и сдержанное поведение нарвитян во время переноса танка особо бурных рассуждений не вызвало. Потому как большинство поняло, что больше, чем страха перед полицией, было разумного поведения. Да, была и некая растерянность, вызванная нелепым поведением нарвских депутатов. Надо отметить, что одним из результатов «битвы за танк» стало (и еще станет) повышенное внимание к местным политикам. И не столь за «профукание» памятника, сколь за умение принимать решения. Это также можно считать проявлением гражданской зрелости.

Президент Алар Карис съездил в Нарву, пообщался с наврской молодежью. «Прежде всего необходимо послушать, потом можно и говорить», — пояснил Алар Карис цели своей поездки. Дав свои пожелания, поговорив о важности владения государственным языком, президент сказал, что важно знать, как видят Нарву и идентичность своего города сами нарвитяне. Им решать, каково будущее Нарвы. Об изоляции части общества от остальных речи не было.

В Эстонии посыл об «изоляции» нелояльных превратился в иной, искаженный тезис в виде мнений об «изоляции Эстонии», к примеру, от Русского театра. О чем высказался руководитель фармацевтической фирмы Ахти Калликорм. В этом кроется опасность – идеологические перегибы по глупости. Это страшнее, нежели прямо предложить исполнить поговорку про чемодан с вокзалом, тем, кто видит в Эстонии фашизм и неонацистов. Слава богу, что носителей этих двух нарративов маргинальное количество. Хотя маргиналы токсичны и их риторика есть риторика слабеющего – страх, угрозы и месть.

Обозреватель Ян Левченко на портале svoboda.org.считает, что русскоязычные жители Эстонии и Латвии могли бы занять солидарную со своими правительствами позицию и разъяснить носителям русского языка, возмущённым несправедливостью. «Но ничуть не бывало! Наоборот: местные русские в ярости от того, что власти балтийских стран сносят дорогие их сердцу советские монументы и проявляют свою, как многие кричат, «фашистскую сущность», — пишет автор.

И Левченко дал точное «медицинское» определение состоянию русских общин: «Конечно, такая температура по больнице говорит о запущенности «русской политики» в балтийских странах, о недопонимании иноязычных сообществ. Как следствие, сознание балтийских русских часто заполнено путинской пропагандой даже более плотно, чем сознание россиян, сталкивающихся с реальными проблемами у себя дома. Хотя это и не равно готовности ехать в Россию и разделять удел тех, кто там остался во время войны…».

При попытке определить новую идентичность русских общин не помогут уж слишком легко употребляемые слова, как фашисты или депортация, русофобы и путинисты. Нужно, наверное, просто вспомнить дефиницию такого понятия, как политическая семиотика, где в нашем случае важной составляющей является качество русской общины. Говоря о качестве, я подразумеваю в том числе и ценности, которые определяют этот идентитет со стороны большинства. Как мне кажется, одной из ценностей точно является гражданская зрелость. Об этом говорят вышеприведенные примеры из реальной жизни.

Павел Иванов
обозреватель

- Реклама -
Предыдущая статьяНарва не будет оспаривать в суде передачу танка государству
Следующая статьяМожет ли отдельный член КТ сэкономить на электроэнергии?
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Сначала новые
Сначала старые Популярные
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии