Президент ЭР со второй попытки избран парламентом, заинтересованном, само собой, в управляемом, предсказуемом человеке на этой должности, знающем свое место, не позволяющем себе слишком многое, в таком человеке, который не начнет вдруг чинить препятствия народным избранникам, говорить всякие гадости про правящие партии и ведущих политиков, как доставившая много неприятных сюрпризов предыдущему правительству с участием EKRE Керсти Кальюлайд.
Поздравим же Алара Кариса с избранием, но в то же время выскажем и сочувствие. Все-таки, оценивая все его действия и высказывания на ответственном посту, мы волей-неволей будем исходить из презумпции виновности. Из того, что согласившись, в отличии от многих потенциальных кандидатов, стать президентом, Карис по сути подписался под обязательством не расстраивать тех, кто его выбрал, в то время как президент обязан быть сторожевым псом конституции и защищать ее основы самоотверженно в том числе от вероятных посягательств со стороны Рийгикогу и правительства.
Будем надеяться на лучшее, на то, что у Алара Кариса хватит все-таки силы духа, чтоб не бояться задеть своих благодетелей, не бояться того, что его не изберут на второй срок в случае проявления особенной строптивости. В то же время уповаем и на то, что он не будет демонстрировать свою независимость из принципа, по поводу и без повода, только ради того, чтобы воевать с неизбежными подозрениями.
Плохо, что парламент хотя бы для вида не устроил голосования по другим кандидатурам, по той же Кальюлайд, в поддержку которой люди собрали 10 тысяч подписей, ставили на первое место в рейтинге самых желательных президентов в рамках опросов общественного мнения.
Все же, кажется, что это был уж точно не самый плохой выбор. Бэкграунд у 63-летнего Кариса практически идеальный. Занимался научной работой в области молекулярной генетики, в том числе в европейских университетах, был ректором Эстонского университета естественных наук, а потом – ректором Тартуского университета. Всегда находился в стороне от политики, но поработал госконтролером, то есть успел разобраться детально в механизме государственного управления. До момента избрания президентом руководил Эстонским национальным музеем. Жена Кариса — Сирье Ядал – историк, возглавляла Эстонский исторический музей, а сейчас является директором городского музея Тарту, и вряд ли будет объяснять эстоноземельцам, что есть чистое мясо дешевле, чем полуфабрикаты (этим прославилась Эвелин Ильвес, убеждая также население в том, что в супермаркетах вообще ничего не стоит покупать, мол, на рынках продукты лучше, полезнее).
Алар Карис уже имеет слишком большой вес и авторитет в эстонском обществе, чтобы чувствовать себя неуверенно на новом посту. Но, что, наверное, еще важнее, излишней самоуверенности у него нет, а это дорогого стоит.
В одном из интервью накануне избрания он сказал, что видит реальной, вполне достижимой целью Эстонии стать самой образованной страной в мире. Очень симпатичная идея, вполне достойная того, чтобы стать национальной. Но особенно расположило его признание в том, что у него нет четкой программы, как достичь такого результата. Отметил, что надо ее разрабатывать кругом специалистов, высказав в то же время уверенность, что эффективные средства найдутся. Кого-то такого нам определенно не хватало.