Если в какой-то момент в этом учебном году будет принято решение перевести всех эстонских школьников на дистанционное обучение, это не будет просто ошибкой, как прошлой весной, когда, как мы сейчас понимаем, эстонские власти решили перестраховаться, нанеся в результате ущерб не только экономике. Это будет уже преступление по отношению к будущему подрастающих поколений, будущему Эстонии.

Роман Викулов. Фото: частный архив

Такие вещи тяжело проговаривать, но, мы же с вами сегодня понимаем, что унесший за полгода жизни 64 эстоноземельцев (большинству из которых было за 80) Covid-19 – это не та чума 21 века, которой он представлялся многим в марте. Это если говорить конкретно об Эстонии.

- Реклама -

Само собой, принятые правительством меры позволили избежать худшего сценария распространения коронавируса, но готовы ли мы поверить в то, что при черном сценарии жертв было бы на порядок больше? Вряд ли.

Большинство предприятий Эстонии ни на день не останавливали свою работу в период ЧП, но все было сравнительно благополучно – очагов Covid ни на одном из них не возникло, а та же вспышка на шахте «Эстония» произошла уже в сравнительно безопасном августе.

Много говорят о том, что жители Эстонии продемонстрировали невероятный уровень сознательности, следуя всем рекомендациям, но действительно ли люди были столь осторожны?

Знаете, если бы я сам не видел плотных очередей в нарвских магазинах весной, тесных, чуть ли не обнимающихся компаний на улицах и безмятежно играющих детей на площадках, это было бы хоть сколько-то убедительно. Все-таки соблюдали установленные правила, скажем, не все. Между тем именно в Нарве ни в какой момент число активных случаев заболевания коронавирусом не превышало десяти, а большинство «заболевших» «болело» для самих себя незаметным образом.

Что более важно – с начала года специалисты многое узнали о Covid-19, опираясь, прежде всего, на статистические данные, огромный массив информации по десяткам стран, давший представление в частности о путях распространения коронавируса. Например, выяснилось, что дети (особенно дошкольники и ученики начальных классов) чрезвычайно невосприимчивы к коронавирусу, а передача вируса от ребенка к ребенку или от ребенка взрослому – исключительно редкое явление. То есть школа как место обитания в основном детей — это уж точно не главный потенциальный рассадник коронавируса даже в самых сложных условиях. То есть отправлять всех эстонских детей на дистанционное обучение на все последние три месяца минувшего учебного года было ошибкой. Сейчас это понятно и учителям, и родителям, и многим детям.

Дело же не в том, что дистанционное обучение плохо само по себе. Вовсе нет, у него есть масса положительных моментов. Другой вопрос, что оно подходит все-таки не для всех, но даже те, кому удавалось прекрасно справляться с освоением учебной программы на расстоянии, очень многое недополучили в этот период. Недополучили, прежде всего, живого общения с преподавателями и одноклассниками, чувства вовлеченности в общее важное действие, то самое главное в процессе обучения, что дает школа. Да, это главное — вовсе не знания по конкретным предметам, без которых осталась самая уязвимая часть школьников, не сумевших справляться с дистанционной учебой из-за отсутствия поддержки родителей, отсутствия технических навыков или личностных проблем, которые отсутствие контакта с учителем только усугубило.

Учителям было тяжело от того, что как метко выразился один из них, общение с классом по интернету вызывало ощущение разговора с телевизором. У меня есть много знакомых учителей и сейчас многие из них жалуются на то, что в начале этого учебного года приходится особенно трудно, так как нужно восстанавливать нечто более важное, чем недополученные отдельными учениками знания.

Вообще, представляете, что такое для ребенка, даже подростка, три месяца? Четверть года только взрослому кажется мелочью. Вспомните себя в школьные годы. Да это просто огромный временной промежуток для растущего и развивающегося человека. Для кого-то, к сожалению, провальные во многих отношениях три месяца могут иметь очень серьезные последствия.

Очень хочется верить в то, что удаленка весны прошлого года для всех школьников будет признана ошибкой на высшем уровне, не оправдавшим себя плохо подготовленным экспериментом. А если она повторится, то с учетом полученного опыта, ее сложно будет не признать преступлением, наносящим вред развитию подрастающих поколений.

Эстонии еще предстоит оценить тот ущерб, который она понесла, борясь с коронавирусом. И оценивать этот ущерб нужно, конечно, не помещая на одну чашу весов, вероятно, спасенные жизни, а на другую – потерянные миллиарды евро. Жизни следует поместить на обе чаши: кого-то не спасли, отказавшись от оказания плановой медицинской помощи, на лечение кого-то еще не хватит денег в дальнейшем, для развития кого-то из детей не сделали то, что обязаны были сделать, отрицательно повлияв на будущее этих детей. Преувеличение? Не думаю.

По меньшей мере, сегодня очевидно то, что ученики младших классов могли спокойно ходить в школы и весной — ничего страшного бы не случилось, как ничего страшного не случилось, к счастью, и в не прекращавших свою работу детских садах.

Роман Викулов

- Реклама -
Предыдущая статьяВпервые в Эстонии: в Нарве начали устанавливать ящики для использованных шприцов
Следующая статьяПрогноз погоды в Ида-Вирумаа на воскресенье, 13 сентября
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Отзывы на заметки
Посмотреть все комментарии