Ваш корреспондент поучаствовал в качестве соведущего в передаче Нарвской студии «Радио-4» «Один плюс два», гостем которой стал мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин.
С Михаилом Комашко мы расспросили его о том, в какой ситуации оказался муниципалитет в результате коронакризиса. Мэр рассказал, что не так сильно по приморскому городу ударили проблемы в туристическом секторе, как падение цен на нефть, а соответственно и на сланцевое масло.
После того как закрытые на время ЧП гостиницы и SPA распахнули свои двери, им оставалось и остается надеяться только на внутренних туристов. Мэр Нарва-Йыэсуу сообщил, что летом дела в туристическом секторе муниципалитета шли сравнительно неплохо.
Минувшим летом все было более чем ок, потому, что, как говорили весной представители местных SPA-отелей, гостиниц, они надеялись на заполняемость летом на уровне 50 процентов. Гостей было больше, — отмечает Максим Ильин.
— Впереди зима. Как туристический Нарва-Йыэсуу смотрит в ближайшее будущее?
— Как и весной, предполагать, что будет дальше, сложно. Надеемся, что границы откроют и приедут туристы из России, но ярких предпосылок для этого я на сегодняшний день не вижу.
— В случае особенно тяжелого положения в отрасли, готов ли город помочь отельерам финансово, если поддержка со стороны государства будет недостаточной?
— Закон об организации работы местного самоуправления не допускает такой возможности. О необходимости поддержки я говорю при каждом удобном случае с представителями министерств, правительства. Поддержка именно со стороны города будет заключаться только в реализации больших инфраструктурных проектов, делающих более привлекательными прибрежную зону, в которой и работают отели.
— Если реализуется самый черный сценарий, который обернется значительными сокращениями рабочей силы в сфере туризма, будет ли готов Нарва-Йыэсуу к решению проблемы резкого роста числа безработных?
— К этому должны быть готовы, прежде всего, соседние муниципалитеты. Хотя на обслуживающих туристов предприятиях в Нарва-Йыэсуу работают многие сотни людей, только около 10% от общего числа – это жители нашего города.
— Не зависли ли из-за пандемии какие-то большие проекты, планируемые частными инвесторами?
— Некоторые крупные проекты готовятся, это отели, SPA, жилые комплексы, но из-за договоренностей заранее не разглашать этапы реализации, саму суть проектов, пока по этому поводу ничего сказать не могу. Важно и то, что сейчас многие ждут финансирования в рамках «справедливого перехода», информации о том, как можно будет получить поддержку, на что именно, а какие-то средства пойдут и на развитие туристического сектора.
— У многих россиян есть недвижимость в Нарва-Йыэсуу – дома, квартиры. Просят ли эти собственники муниципалитет как-то посодействовать получению разрешений на приезд в Эстонию?
— По такому вопросу к нам не обращались, просто спрашивают: когда граница откроется? В то же время для города отсутствие на месте собственников объектов недвижимости обернулось проблемами с благоустройством этих территорий.
— Как они решаются?
— К сожалению, остаются зачастую нерешенными. Территории, соприкасающиеся с городскими участками недвижимости, отчасти выкашиваем сами, а приведения в порядок других остается только ждать. Понятно, что направлять предписания в Россию бесполезно, если у людей нет физической возможности приехать.
— Коронакризис в той или иной степени ударил по доходной части бюджетов всех эстонских самоуправлений. Насколько сильно пострадал бюджет Нарва-Йыэсуу?
— Мы уже второй год подряд находимся в сложной ситуации из-за падения поступлений от сланцевого сектора. Если год назад проблемы были связаны с падением цен на электроэнергию, когда ее производство стало в какой-то момент нерентабельным и Eesti Energia сократил его объемы, то в этом году мы недополучим налоги в связи с рухнувшими ценами на нефть, а соответственно и на сланцевое масло. В марте нефть подешевела до 25 долларов за баррель, а получение топлива из сланца рентабельно только при ее стоимости от 45 долларов, а такого уровня цены достигли только к сентябрю. Из-за этого мы недополучили более 700 тысяч евро, но благодаря так называемым «ковидным деньгам» потери были компенсированы. Надеемся на то, что бюджет все-таки не будет отрицательным, но все выяснится к октябрю – по итогам третьего квартала.
— Какую долю доходов Нарва-Йыэсуу приносят сланцевые предприятия, работающие на его территории?
— В хорошее время, пару лет назад, они давали примерно 1.8 млн евро при общем бюджете города — 7.5-7.8 млн.
— На чем экономит Нарва-Йыэсуу? Например, понижали ли зарплаты работникам муниципальных учреждений?
— Экономим на текущих расходах — отказались от некоторых ремонтов, перенесли или отказались от отдельных массовых мероприятий. Мы об этом уже говорили и готов подтвердить сегодня, что ни в коем случае не откажемся от инвестиций, направленных на развитие общественного пространства. Работники муниципальных учреждений ни в какой степени в доходах не потеряли. Даже в то время, когда не работали школы, детские сады, зарплату мы не уменьшали – люди получали те же деньги, что ранее.
— Почему в начале года не удалось провести конкурс на строительство велодорожки от центра Нарва-Йыэсуу до отеля Noorus?
— Вообще, мы объявляли его еще в ноября 2019-го, но все-таки решили отложить реализацию проекта из-за недостатка средств. Поставка будет объявлена в ближайшее время.
— В какой стадии сейчас находится строительство велодорожки между Нарвой и Нарва-Йыэсуу? Нет ли там каких-то проблем?
— Все идет по плану. Дорожка должна быть готова к маю 2021-го. Немного затянулся первый этап в связи с археологическими раскопками, но это, как заверяют строители, сроки не передвинет. Уже есть предварительная договоренность с мэром Нарвы Алексеем Евграфовым о запуске следующем летом сервиса аренды электровелосипедов, а также к нам готов прийти оператор сервиса аренды электрических самокатов – Bolt.
— Исторически рыболовство было очень важной сферой экономики Нарва-Йыэсуу, источником заработка для многих его жителей. Есть ли перспективы развития этой отрасли, находящейся в упадке?
— В октябре мы планируем утвердить проект детальной планировки «Деревни рыбаков» — на улице Калда, где сейчас стоит ангар для рыбаков, построенный в 2015 году. Теперь планируется создать там слипы, места для парковки, выход через канал в реку, однотипные боксы для лодок. Союз рыбаков Вирумаа обещает нам профинансировать дальнейшее проектирование, а также средства на строительство всей этой инфраструктуры.
— Это то, что касается, можно сказать, индивидуального предпринимательства. А возможно ли восстановление сектора промышленного рыболовства, рыбообработки?
— В ближайшие лет пять очень многое может измениться в положительную сторону. У Нарва-Йыэсуу готов проект восстановления мола и развития окружающей территории, а от мола, проходимости устья реки зависит очень многое. Пока получается так, что потенциальные инвесторы в сфере рыболовства и водного транспорта узнают о том, что на выходе в море глубина реки составляет полтора метра и интерес сразу пропадает.
Есть все шансы получить деньги на мол, а это около 5 миллионов евро, в рамках «справедливого перехода».