На прошлой неделе многие познакомились с видео, на котором нарвский мотополицейский преследовал нарушителя правил дорожного движения, ехавшего на автомобиле Mercedes-Benz. Погоня по оживленной трассе и узким дорогам в садах под Нарва-Йыэсуу, длившаяся менее 10 минут, завершилась успехом полиции — водитель, у которого позднее выявили алкогольное опьянение, был задержан.
Еженедельник «Город» выяснил у руководителя патрульной службы Нарвского отделения полиции Александра Урба и того самого мотополицейского Андрея Болоненкова интересные подробности этой стороны работы по охране правопорядка.
— Мотополицейский — это новое явление в работе полиции?
— Андрей Болоненков: Мы используем мотоцикл вот уже несколько лет. Мотополицейский — это тот же полицейский, только транспортное средство у него другое.
— Александр Урб: В Эстонии нет отдельного подразделения, которое работало бы только на мотоциклах. У нас действует принцип универсальности, и тот же мотополицейский, в зависимости от ситуации, также работает и на патрульном автомобиле. Но Андрей прошел специальное обучение, и у него есть возможность работать при необходимости и на мотоцикле.
— То есть у мотополицейского те же самые функции и обязанности?
— А.Б. Да, те же самые. Разве что больше времени можно уделять надзору за дорожным движением и общественным порядком.
— А.У.: Надо учесть, что когда полиция получает вызов, например, на семейный скандал или иное бытовое нарушение порядка, то мотополицейского на такой вызов обычно не направляют ввиду невозможности транспортировки задержанных. Его работа направлена главным образом на дорожное движение, предупреждение правонарушений, особенно там, где труднодоступные места для автомобиля. Мотоцикл незаменим там, где автомобилю просто не проехать.
— Плюс повышенная маневренность и быстрый набор скорости?
— А.У.: Совершенно верно. И на мотоцикле существенно безопаснее в сложных местах кого-то догнать или быстро приехать на место, где требуется присутствие полицейского. Все мы находимся в общем радиоэфире и на вызов мотополицейский может отреагировать очень быстро. А уже на месте, если ему нужна помощь, он вызывает подмогу, держа в поле зрения того же нарушителя.
— По фильмам-боевикам мы знаем, что в других странах полицейские на мотоциклах давным-давно успешно гоняют всяких разных бандитов. Что послужило толчком для появления мотополицейских в Эстонии?
— А.У.: Уровень оснащения полиции должен соответствовать обществу, в котором мы работаем. В Эстонии с каждым годом становится все больше людей, которые используют такое транспортное средство, как мотоцикл. И вполне логично, что мы должны понимать специфику вождения такого транспорта, чтобы предотвращать опасные ситуации и эффективно бороться с нарушителями. На патрульной машине преследовать мотоциклиста сложнее. Это безопаснее делать при помощи такого же транспортного средства. Образный пример — если бы у нас ездили люди на лошадях, то появилась бы и конная полиция.
— А за мотоциклистами-нарушителями тоже были погони?
— А.Б.: У меня таких случаев не было.
— А.У.: Такие нарушители понимают, что нет смысла удирать, и они сами останавливаются. Если от патрульной машины некоторые мотоциклисты, наслушавшись городских легенд, могут еще попытаться скрыться, то с мотополицейским они, как правило, понимают, что у них нет никаких шансов. Важно заметить, что и от автопатруля скрыться практически невозможно, поэтому риск не оправдывает себя, а лишь усугубляет степень вины.
— Сколько всего мотополицейских в Нарвском отделении полиции?
— А.У.: Андрей у нас один на все Нарвское отделение, которое включает также Силламяэ и Нарва-Йыэсуу. В Йыхви также один мотополицейский и они часто вместе взаимодействуют, помогая друг другу.
— Андрей, а до того, как стать мотополицейским, вы дружили с мотоциклом?
— У меня есть свой мотоцикл. Но 6 лет назад я прошел специальное обучение, повысил свое умение вождения, получил новые навыки.
— Какой марки мотоцикл у вас на службе?
— А.Б.: Сейчас это «Ямаха», 1300. Работаю на нем первый сезон. До этого был «Кавасаки», 1000. На «Ямахе» куда больше электроники, которая, несомненно, мне очень помогает в работе. Мотоцикл оснащен несколькими видеокамерами, которые можно размещать так, как нам необходимо. А также измеритель скорости, планшетный компьютер и еще многое другое.
— Как хорошо работают эти видеокамеры, видно из того самого ролика вашей погони за нарушителем в «мерседесе». Можно узнать подробности?
— А.Б.: Причиной моего требования остановиться было превышение скорости этим водителем, которое было зафиксировано аппаратурой мотоцикла. То есть начало было стандартным, обычно это заканчивается профилактической беседой или оформлением штрафа. Но нарушитель решил подвергнуть опасности других участников движения, пытаясь уйти. Вот так и получилась эта первая в моей жизни моя длительная мотопогоня за автомобилем — до этого все нарушители останавливались.
— А.У.: Как выяснилось впоследствии, у этого водителя было алкогольное опьянение, и он попытался скрыться. При этом он еще сумел объехать автопатруль, но вот от мотополицейского уйти все-таки не удалось.
— В комментариях много писали о том, стоило ли устраивать такую гонку по оживленной трассе, по встречным полосам, создавать сложные ситуации, если можно было зафиксировать номер машины, и потом найти ее водителя?
— А.У.: Но ведь полицейский не знал, кто находится в этой машине, почему он пытается скрыться, и что он может совершить в дальнейшем. Может, эту машину угнали, может, он перевозит что-то опасное или запрещенное. Нельзя забывать, что неподалеку государственная граница — возможно, в машине контрабанда или нарушитель границы. И если человек не желает остановиться, невзирая на требование полиции — значит, ему есть что скрывать. Поэтому мы на всякий случай всегда готовы к серьезному варианту событий.
Плюс к тому, если бы мотополицейский прекратил преследование, нетрезвый водитель вряд ли дальше поехал с разрешенной скоростью. Он скорее всего, продолжил бы «лихачить» дальше на своем адреналине, и неизвестно, какой бедой это могло бы обратиться.
— А.Б.: Я также очень сомневаюсь, что он сразу бы дальше поехал по правилам, прекрати я преследование.
— Да, гонка в том числе проходила и по узким улочкам в районе садов «Дружба», где зачастую проезды только в одну сторону, а «мерседес» мчался там с большой скоростью…
— А.У.: Но за этим, скажем так, «снарядом» следовал мотополицейский, с включенными сиренами и мигалками, что во всяком случае помогало людям насторожится и уберечься тем самым от несчастья.
— Действительно ли в последнее время в Нарве участились попытки нарушителей правил дорожного движения удрать от полиции?
— А.У.: Скажем так — такие водители своими действиями стали действительно создавать больше опасности на улицах. Но по количеству их больше не стало. Дело в том, что наша техника постоянно улучшается, мы практически постоянно ведем видеозапись. И в то же время полиция сейчас — открытая организация, мы постоянно информируем горожан о том, чем занимаемся, частично показываем методы своей работы. И мы считаем нужным эти случаи обществу показывать, выкладываем видеоролики в социальные сети. Поэтому может показаться, что растет число таких правонарушений, хотя на самом деле никакого катастрофического роста нет. Попытки скрыться и избежать наказания были всегда, мы так же, как и всегда, задерживаем этих нарушителей, и такие люди, как правило, попадают под арест и получают серьезные наказания.
— В тех же комментариях люди задают также вопросы — почему недавно гоняли нарушителя 40 минут по Нарве, подвергая других людей опасности — разве нельзя было раньше остановить этого потенциального убийцу и блокировать его, бросить под колеса «колючку», в конце концов, протаранить полицейской машиной?
— А.У.: На самом деле погоня, о которой вы говорите, длилась всего минут десять. Просто динамика этой погони была очень активна, и за 3-4 минуты преодолевается большое расстояние. Но это не просто преследование — у полицейских есть и своя тактика, они проходят специальное обучение. Есть у нас и шипы, и достаточно часто применяется метод тарана. Но когда полицейский ведет погоню, он оценивает ситуацию, учитывая за секунду множество разных факторов. Плюс должно быть четкое взаимодействие с другими его коллегами, участвующими в операции. Чтобы удалось то же самое перекрытие дороги – а ведь пытающийся скрыться часто применяет непредсказуемые маневры, мчится по газонам, тротуарам –, надо предугадать, куда он поедет. Таран в городе тоже опасен прежде всего для горожан, потому что после него неизвестно куда начнет кувыркаться автомобиль, а это происходит при ударе на скорости 60-70 км в час. Невозможно прогнозировать, куда он «полетит», и мы всегда быстро анализируем, выбирая вариант, который был бы самым безопасным для жителей города.
Не так давно в Йыхви полицейские применили аккуратный таран мотоцикла, но это было за городом, и никто не пострадал — даже сам нарушитель.
— А вот бдительные комментаторы соцсетей заметили, что мотополицейский был без перчаток — это нарушение формы одежды?
— А.Б.: Закон разрешает ездить без перчаток. Я на мотоцикле езжу не просто покататься, а выполняю служебные обязанности, куда входит и использование немало разных измерительных приборов, которыми надо оперировать. Легче и удобнее это делать без перчаток. Что касается вопроса не мерзнут ли руки — у этой модели рукоятки управления с подогревом, к тому аэродинамика мотоцикла такова, что встречный поток воздуха вообще не попадает на руки.
— А.У.: К слову — наши мотополицейские постоянно проходят курсы повышения квалификации на ежегодных международных курсах, где их обучают как правильно и безопасно работать именно на мотоциклах.
Но хочу подчеркнуть, что несмотря на то, что закон требует от мотоциклиста в обязательном порядке только шлем, для своей защиты мы рекомендуем всем мотоциклистам при получении прав А-категории и приобретении мотоцикла основательно продумать свою экипировку и этим инвестировать в свою безопасность. Иногда на дорогах можно видеть мотоциклистов даже в шортах и шлепанцах. Надо помнить и понимать, что мотоциклист по сравнению с четырехколесным транспортом всегда будет при столкновении более уязвимой стороной, а серьезные травмы без необходимой защиты можно получить и при самостоятельном падении, особенно учитывая скорость мотоцикла, которая равняется и сопоставима со скоростью автомобиля.
— Андрей, а учат вас разным каскадерским штукам — перемахивать через рвы и прочему?
— В подготовку входит и езда по бездорожью — лесным тропинкам, песку. Но каскадерства нет, у нас нет необходимости прыгать через горящие машины.
— Благодарю за интересную беседу и желаю успехов!
— Спасибо!
Вопросы задавал Александр Мясоедов
Статистика Нарвского отделения полиции за восемь месяцев 2020 года
На территории, которую обслуживает Нарвское отделение полиции, за восемь месяцев этого года произошло 39 ДТП, что на одно ДТП больше, чем за тот же период 2019 года. В ДТП погиб один человек — ДТП с пожилым велосипедистом произошло в последний день апреля. За восемь месяцев 2019 года в ДТП также был один погибший.
В ДТП в этом году в нашем регионе — Нарва, Нарва-Йыэсуу, Силламяэ и окрестности – пострадало 45 человек, среди них 15 велосипедистов, 11 пешеходов и трое водителей мопеда. За тот же период прошлого года в ДТП было 44 пострадавших.
В ДТП по вине нетрезвых водителей погибших не было, пострадало пять человек, за 8 месяцев 2019 года по вине нетрезвых водителей погиб один человек, и пострадало трое. В этом году полицейскими было задержано на треть больше нетрезвых водителей, чем за такой же период прошлого года – 249, за 8 месяцев 2019 года таких водителей было задержано 184.
Всего по Эстонии за восемь месяцев этого года произошло 941 ДТП, в которых погибло 40 человек и пострадало 1109 человек. За тот же период прошлого года в 980 ДТП погиб 41 человек и пострадало 1214 человек.