Кяди Коппе: «Это такие же люди, как и мы с вами»

1
297
Кяди Коппе, депутат городского собрания Нарва-Йыэсуу. Фото предоставлено Кяди Коппе

В Нарве предлагается построить здания учреждения, обеспечивающее круглосуточные услуги для людей с психическими расстройствами. Сегодня «Город» беседует на эту тему со специалистом, имеющим многолетний опыт такой работы.

- Реклама -

Гость нашей редакции – Кяди Коппе, депутат городского собрания Нарва-Йыэсуу, работала 12 лет в волости Вайвара, где последние 5 лет была заведующей социального отдела, а также проработала год в этой должности после объединения города Нарва-Йыэсуу и волости Вайвара.

– В недавней передаче «Народу важно» с вашим участием обсуждалась тема услуги специального обеспечения, которую министерство социальных дел сейчас предлагает создать в Нарве. Что это такое?

– Это круглосуточная государственная услуга для людей с проблемами психики. Услуга заключается в создании для них комфортных условий проживания и создании необходимой социальной среды. Для этого организуется специальное пространство, где строятся здания и размещаются люди с такими потребностями.

– Насколько известно, у вас уже большой опыт создания таких специальных мест?

– Еще в 2012 году волость Вайвара, узнав о такой возможности, провела переговоры с министерством и Hoolekandeteenused AS и дала согласие на строительство на нашей территории Дома попечения для людей с психическими расстройствами. На самом деле это огороженное пространство с шестью домиками, со своими огородами, расположенное в черте населенного пункта. Такое же учреждение на 40 мест есть и в городе Нарва-Йыэсуу, так что после объединения у нас получилось даже два учреждения для помощи людям с психическими расстройствами.

– Ограничивается ли свобода перемещения таких людей?

– Хотя учреждение имеет забор, проход открыт, эти люди свободно выходят, если им надо на прогулку, на работу, на учебу. При необходимости их сопровождают социальные работники. И люди даже ездят на автобусе в Нарву, Силламяэ, если это им необходимо.

– Есть ли критерии для того, чтобы поместить человека в такой дом, например, по степени агрессивности?

– Люди идут туда в соответствии с поставленными им диагнозами. Да, в Эстонии люди с агрессивным поведением помещаются в соответствии с судебным решением в специально предназначенные для этого учреждения. Но после этого они тоже могут быть на услуге специального обеспечения. Важно понять, что здесь нет такой оценки – этот опасен, а этот – нет. Все они такие же люди, как и мы с вами, только к ним нужен особый подход. В учреждениях специального обеспечения им оказывается всесторонняя поддержка, уход. Так как в основном это люди работоспособного возраста, главной целью таких домов является создание для них условий активной жизни, их нельзя изолировать от общества. Эстония с 2006 года проводит реорганизацию, замену политики изоляции таких людей на условия, приближенные к домашним, в хорошей социальной среде.

– Но, как видим, пока в голове у многих людей, в том числе и некоторых представителей власти, еще сидит стереотип четкого разграничения на людей здоровых, и людей больных психически, которые просто опасны для окружающих. Как показывает Ваш опыт – были случаи агрессии таких людей в отношении местного населения?

– Честно скажу – не было. У меня лично по работе были такие случаи – но как раз с теми людьми, которые не получили вовремя необходимую помощь, или близкие или соседи не не знали, куда обратиться или какие возможности есть для такой услуги. Бывает, что он живет один, ему тяжело, некомфортно, нет помощи – и он становится агрессивным. И наоборот, наш опыт показывает, что такие же люди, но которые живут в домах специального обеспечения, и получают уход, лечение, внимание и заняты делами, вполне безопасны. Они с удовольствием возвращаются в это учреждение, и чувствуют себя комфортно. Им приятно, что они сами что-то решают, общаются с другими людьми, к ним приезжают родственники. Таким образом и общество выполняет свой долг перед ними, потому что каждый человек – это ценность, и у них такие же права, как и у нас всех.

– Чтобы это принять, надо это еще понять… Может быть, Нарве необходимо экспертное заключение компетентных специалистов, чтобы принять правильное решение?

– Да, скорее всего те, кто относится с недоверием и опаской, просто не знают всех деталей, не владеют информацией о таких людях. Как я поняла, власти Нарвы намерены обсуждать и искать варианты. Судя по опыту Вайвара, каждое самоуправление должно исходить из своей ситуации, поэтому мне трудно комментировать происходящее у вас. Но если есть уже большое количество людей, которым не подходят те социальные услуги, которыми располагает местное самоуправление, то государство предлагает свою помощь, создавая с согласия местных властей такую услугу в домах специального обеспечения.

– А что ваш практический опыт говорит о реакции местного населения, когда у них появились такие соседи?

– Сначала было опасение, но потом даже дружат, бабушки охотно общаются, приносят угощение, свои огурцы и помидоры, беседуют по душам. Люди стали очень толерантными, иногда местные жители даже приглашают на прогулки к морю. То есть нормальное общение с местными наладилось. Между прочим, совсем рядом находятся и школа, и детский садик, и музей, и жилые дома. Мы могли бы тоже разместить подальше к лесу – но смысл этой услуги как раз и заключается в том, чтобы эти люди могли пользоваться всем, что им необходимо для нормальной жизни – в том числе и общением.

– Кяди, а кроме того, что местные люди с особыми потребностями получают на месте необходимую помощь, есть ли еще плюсы для местного самоуправления при подобном строительстве?

– Мы должны понимать, что деньги на строительство такого Дома идут из Европейского регионального фонда. От самоуправления потребуется лишь согласование места расположения и его детальная планировка. После строительства за услугу специального обеспечения платит государство и сами люди – у них ведь есть пенсионные выплаты. И плюс – работа для жителей местного самоуправления, а заработную плату им будет платить государство. Такие условия связаны с тем, что в Эстонии таких учреждений не хватает и в планах министерства к 2022 году создать 518 новых мест в домах для людей с психическими расстройствами. И сейчас идет планирование, где и сколько таких мест создать. В Ида-Вирумаа более 3500 человек с психическими расстройствами, в Нарве – в общей сложности более 1000 человек. Сейчас 172 жителя Нарвы получают услугу специального обеспечения в других местах Эстонии, в том числе и в Синимяэ, а на очереди стоят 58 нарвитян.

– А как вы относитесь к идее, которую высказала Елена Васильева – о совмещении в одном месте дома попечения для пожилых и для людей с психическими расстройствами, видимо, чтобы сэкономить деньги на строительстве?

– Лично я отношусь к этому негативно. Дело в том, что дом попечения предназначен для людей в возрасте, которые уже не справляются сами дома, и для которых услуги местного самоуправления на дому не подходят. И для их комфорта в домах попечения должна быть спокойная жизнь. А для людей с психическими расстройствами, которые ведут активную жизнь, необходимы другие условия, так что они будут мешать спокойствию соседей. И даже если будут жить в отдельных домах, но на одной территории, это все равно не обеспечит необходимых требований.

– В таком случае министерство социальных дел может сделать экспертную оценку предложений Нарвы и выдать местным властям четкие рекомендации?

– Да, для этого как раз проводятся переговоры и согласования.

– А как вообще обеспечить человека услугой специального попечения, какие шаги для этого надо сделать?

– В этом году в законодательстве Эстонии сделано изменение, значительно упрощающее эту процедуру. Если раньше для этого человек должен был сам написать заявление, предоставить реабилитационный план, потом взять заключение психиатра, и отправить в соответствующую инстанцию. Эта бюрократия была очень сложной и для самих людей, нуждающихся в услуге, и для их близких и родных. С мая этого года человек заполняет простую анкету и выбирает, куда он хочет пойти. Всю остальную информацию собирают сотрудники департамента социального страхования.

– Но пока нарвитяне, нуждающиеся в такой услуге, вынуждены уезжать в другие самоуправления…

– Да, лично я не хотела бы жить в таком городе, где нет такой необходимой формы социальной помощи. Но нельзя говорить, что в Нарве совсем нет такой помощи – здесь есть поддерживающие услуги. Единственно, чего нет – это круглосуточной формы услуги, с отдельным проживанием.

– Будем надеяться, что если нарвские власти будут достаточно активны, то и у нас со временем появится такая форма. Вы, наверное, слышали, что фирма Hoolekandeteenused AS предлагала Нарве построить такой Центр с 3 домиками по 24 комнаты в каждом?

– Да, слышала. У нас в Синимяэ шесть таких домиков, каждый пользующийся этой услугой, живет отдельно – в комнате есть все для комфорта.

– Что нужно сделать местной нарвской власти, чтобы быстрее создать в своем городе такую услугу?

– Мне трудно судить, на каком этапе сейчас идут переговоры Нарвы с государством. Когда мы в Вайвара в 2012 году получили информацию, то быстро начали совместную работу с министерством, согласовали все необходимые действия, и в скором времени у нас появился такой Дом.

Я знаю, что все местные самоуправления уезда создавали план развития Ида-Вирумаа, и в него был включен вопрос создания услуги специального обеспечения, поскольку в ней нуждается очень много людей. Мы в план внесли прогнозирование потребности и места в специальных учреждениях по уходу, так как мест на такую услугу в Ида-Вирумаа недостаточно. Такое решение должно было быть утверждено местными городскими собраниями всех самоуправлений, иначе план не был бы утвержден.

И для Нарвы появление такой социальной услуги, на мой взгляд, очень хорошая возможность получить большую пользу для своих жителей – потому что за счет государства и европейского фонда будет построен центр специального обеспечения, благоустроена окружающая территория.

И надо суметь объяснить жителям Нарвы, что в этом нет ничего опасного и плохого. Надо еще учесть, что учреждением будет руководить Hoolekandeteenused AS, а это государственная фирма и ходатайства надо будет подавать на рассмотрение департамента государственного страхования. И все вопросы можно решать с их руководством напрямую, без обращения в социальные службы и комиссии города. Городская власть сотрудничает с этим учреждением в плане совместной работы, предоставляя полную информацию своим жителям о получении услуги специального обеспечения на ее территории.

Вопросы задавал Александр МЯСОЕДОВ

Кяди Коппе, депутат городского собрания Нарва-Йыэсуу. Фото предоставлено Кяди Коппе

    - Реклама -
    Предыдущая статьяРаботы по бурению в Йыхви прервались из-за песка
    Следующая статьяПрогноз погоды до среды
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомление о
    1 Комментарий
    Сначала новые
    Сначала старые Популярные
    Отзывы на заметки
    Посмотреть все комментарии
    feliks

    Очень много противоречий! Опыт интервьюированного явно преувеличен. Будучи депутатом, (избранником и представителем части нселения) перед интервью, а также написанием сатьи, необходимо было сделать опрос месного населения с целью узнать действительную картину и отношение жителей к данным домам попечения и их жителей! Перед тем как утверждать про безопасность и отсутствие агрессии (явное отсутствие компетенции) стоило бы может пообщаться с персоналом домов попечения! Есть возможность посрдством депутатского запроса например, поинтересоваться как часто эти дома посещают экстренные службы скорой помощи и полиции! Вопрос совсем не в финансировании. Услуга необходима, но на каких условиях и за чей счёт? За счет комфорта и безопаности жителей… Подробнее »