Первого февраля 2019 года исполняется 30 лет одной из старейших фирм Нарвы — созданный тогда строительный кооператив «Вант» пережил все экономические и политические передряги и по-прежнему обеспечивает работой нарвитян, став крупнейшей строительной фирмой Нарвы. О том, что было и что есть, еженедельник «Город» беседует с основателем и бессменным руководителем «Ванта» Юрием Барковым.
— Юрий, а как появился на свет ваш «Вант»?
— Свою трудовую деятельность в качестве кооператива «Вант» начал как раз первого февраля 1989 года — мы вышли на работу, приступив к строительству девятиэтажного дома на108 квартир на улице Даумана для завода «Балтиец».
— В связи с чем вообще появился кооператив «Вант»?
— В тот период, в Нарве образовался большой дефицит строителей, город рос ускоренными темпами, населению требовалось современное жилье, которое надо было строить много и быстро. Поэтому проявилась нехватка людей со строительными специальностями, высокой квалификации, нужно было повышать производительность труда и естественно, качество стройки. К тому времени в СССР стали появляться первые ростки кооперативного движения, рынок открывался для частного предпринимательства. В то время на заводе «Балтиец» существовала строительная организация СМУ 8, которая состояла процентов на 30 из вольнонаемных работников, а на 70 – из военных строителей, чья квалификация, мягко говоря, была никакой. А СМУ 8 выполняла большие объемы строительных работ как на самом заводе «Балтиец», так и в городе – мы строили для его работников жилые дома, детские садики и другие гражданские объекты. Я в то время уже 2 года работал главным инженером СМУ 8, и как никто, наверное, чувствовал все эти проблемы, поэтому и возникла мысль организовать строительный кооператив для того, чтобы попробовать кардинально сдвинуть их с мертвой точки.
— Почему такое название – «Вант»?
— Честно говоря, у нас поначалу было другое название, но когда пришли регистрировать документы,оказалось, что такое имя у какого-то кооператива уже существует, поэтому надо было срочно придумать что-то новое. Ничего другого у меня на ум не пришло, кроме как назвать «Вант». Наверное, сыграла роль некая ностальгия – я по образованию и первоначальному опыту работы на Октябрьской железной дороге строитель-мостовик, а вант – это несущий стальной трос, который держит всю конструкцию вантовых мостов. То есть без ванта моста не будет, и когда мне говорили, мол, а если ваш «Вант» порвется? Но вот уже 30 лет он держит.
— В легендах о знаменитых мостостроителях рассказывается о том, что конструктор и строитель моста становился под ним, когда шел первый поезд. Ваш «Вант» выдержал все ваши «мосты»?
— А это не легенда, так было на самом деле. Честно говоря, и я использовал эту практику, когда работал на Октябрьской железной дороге. Когда после замены пролетных строений по отремонтированному мосту проходил первый поезд, я становился под ним и смотрел, как ведут себя конструкции. Это делается часто, и не потому, что надо погеройствовать, а чтобы увидеть, как ведутсебя конструкции моста. Помню, был такой серьезный случай, когда мы меняли опорные части и береговое пролетное строение одного моста на 52 километре у станции Андреево. Я был начальником участка и пошел под мост и по нему пустили локомотив, поскольку он является самой тяжелой частью состава. И у меня над головой вдруг раздается очень громкий хлопок, похожий на взрыв. Потом выяснилось, что одна подвижная опора пролетного строения не до конца вошла в своегнездо, и когда масса тепловоза надавила на мост, она просто села на место. Дело было зимой, и потом мне рассказывали коллеги, что когда я вылез из-под моста, то был белее снега.
— Вернемся к истории «Ванта» — как прошло тогда, 30 лет назад, первое его испытание на прочность?
— Тогда, в 1989 году, мы построили первый свой дом в рекордно короткие сроки для того времени – мы сдали его в эксплуатацию до конца года полностью, со всей внутренней отделкой. Обычная практика по нормативам для такого здания – 1,5–2 года. Единственно, что не завершили, это благоустройство территории – не стали делать зеленые посадки, оставили до весны. И когда пришли принимать у нас объект, то городская комиссия была приятно шокирована, что за такие невиданно короткие сроки можно было обеспечить высокое качество, такое, что можно было заселять людей сразу, без доделок. Честно говоря, к этому моменту кое-кто уже даже заселился – надо было срочно обеспечить жильем первый в Нарве детский дом семейного типа, для которого в этом доме мы объединили две трехкомнатные квартиры.
— И с тех пор «Вант» построил много серьезных объектов в Нарве и за ее пределами, несмотря на очень серьезные перемены, порой катастрофические, для многих. Раскроете рецепт выживания?
— По моему глубокому убеждению, основное достояние, главное богатство каждой фирмы – это люди. На них все и держится. У нас в «Ванте» работает очень много людей с большим производственным стажем, и трое из них – с момента основания фирмы. Например, Петр Коновалов, который с первого дня в «Ванте» был крановщиком башенного крана. Так что он всегда смотрел свысока, видел всю строительную площадку целиком, и все раздавал материалы для работы, залезая утром наверх, спускаясь лишь в обед и после смены. Дмитрий Шегуров пришел к нам на работу в 1989 году, выполнял очень большой объем каменных работ, до 4кубометров кладки на капитальной стене за смену при норме 1,2 -2 куба. Причем всегда с неизменно хорошим качеством. Более 25 лет в фирме трудятся Петр Щербатюк – водитель, Владислав Польщиков – плиточник, Светлана Зиновьева – главный бухгалтер, Эльвира Роор – финансовый директор, Валерий Кудрявцев – руководитель объекта, Константин Скориков – механик.
— Со временем вам пришлось значительно расширять специализацию работ, и кроме строительства жилья, заняться сооружением, реставрацией и реконструкцией самых разных объектов — насколько сложно это было?
— Да, после жилья на нашем счету есть построенные многие и промышленные и социальные объекты. Правда, в последнее время приходится в основном заниматься реставрацией и капитальным ремонтом, потому что нового строительства, к сожалению, не так много. Но есть и такие объекты – например, не так давно в Нарве мы построили новое здание автомагазина «Automaailm» на улице Кереса. Ранее много промышленного строительства мы делали для фирмы «Металлисет» на их территории.
— Часто ли очередной объект требует сегодня нестандартных решений и освоения новых методов и новаций в строительстве?
— Довольно часто, и у нас идет постоянное обучение и переобучение персонала, освоение новых технологий, у нас появляются молодые специалисты, причем некоторые из них начинали работать у нас же подсобными рабочими. Потом пошли учиться, у нас же проходили практику и в конечном итоге, получив образование, вернулись и успешно работают в «Ванте», руководителями проекта.
Так что люди растут, осваивают новые технологии, материалы. В коллективе постоянно порядка 30 человек, численность немного изменяется – летом немного возрастает, зимой чуть уменьшается.
— Какие последние объекты были у «Ванта»?
— Это реконструкция здания вокзала в Нарве и большой объект в Йыхви – реконструкция здания училища. Очень интересно было заниматься нарвским вокзалом, потому что пришлось решать сложные задачи. А также потому, что мы приложили руки к тому, чтобы вместо объекта, вызывающего долгие годы негативные впечатления о нашем городе, появился приличный вокзал. Когда я впервые приехал в Нарву в 1983 году, уже тогда вокзал был в очень неприглядном виде. И практически с тех пор до этого «лица города» дело не доходило.
Заказчиком по реконструкции нарвского вокзала была железная дорога. Напомню, что в целом проект был совместным, включавшим и автобусный вокзал, то есть состоял из трех частей — навесдля автобусов, благоустройство территории и собственно здание вокзала. С железной дорогой никаких проблем у нас не возникло, поскольку с их стороны в части этих работ были задействованы высокопрофессиональные люди и все вопросы мы решали оперативно. Поэтомув отношении вокзала мы работу выполнили в срок, и теперь нам не стыдно за это нарвское место, которое является визитной карточкой для тех, кто приезжает в Нарву, попадая на территорию Эстонии по железной дороге.
— Вы реконструировали здание полностью?
— Да, начиная с крыши и заканчивая полами. Левая часть, которую занимают пограничники и таможенники, была уже ранее отремонтирована и в ней мы только заменили окна и двери. Крышу пришлось полностью реконструировать, так же как и правую часть здания, включая центральный вход. В здании вокзала появились современные санузлы (в том числе и для людей с особыми потребностями), помещение для Каргобуса, есть секция для киоска, в котором можно будет приобрести прессу, кофе и другие сопутствующие товары. Установлены автоматические камеры хранения. Главный зал украшен красивой стилизацией поезда, в котором можно посидеть, побеседовать, и сфотографироваться.
Также стоит отметить, что в здании вокзала оборудовано специальное помещение-изолятор, котороенеобходимо по современным требованиям для таких приграничных объектов — вдруг кто-то пересек границу, будучи очень больным, или носителем опасной инфекции, и его срочно надо снять и поместить на карантин.
— Попадались ли какие-то сюрпризы в ходе реконструкции здания?
— Да, были случаи. Например, я, как строитель, впервые увидел, что для нарвского вокзала в качестве несущей балки перекрытия потолка использовались два сложенных в виде двутавра железнодорожных рельса. Это было неожиданно увидеть, хотя потом понял, что для железнодорожного объекта резонно было использовать рельсы, тем более что получилась практически вечная конструкция. Мы их почистили, покрасили, и оставили «служить» дальше, в отличие от других, деревянных балок, которые заменили на новые.
Кстати, насчет «вечности» — если вы заметили, мозаичные полы нарвского вокзала тоже приведены в порядок. Сделанные по специальной технологии много лет назад, эти полы служат очень долго. Но в правой стороне нам пришлось восстановить примерно 150 квадратных метров таких полов, поскольку они были повреждены. Я знал эту технологию, потому что мы в свое время на «Балтийце» строили столовую и там были точно такие полы. И для нарвского вокзала нам удалось отыскать фирму-субподрядчика, которая сделала подобные полы, практически идентичные тем, которые сохранились в этом здании. На первый взгляд их не отличить.
— Над центральным входом исправно тикают большие часы — тоже ваша работа?
— Да, нам стоило больших хлопот отыскать такого размера часы — они ведь имеют двойной циферблат, наружу и внутрь. Это довольно сложная конструкция, со специфическим питанием, рассчитанным на очень долгий срок эксплуатации. Может быть, читателям «Города» интересно будет узнать и такой факт — в Нарве всего пара действующих уличных часов, расположенных на зданиях общественного значения — вокзала и городской управы, причем и те, и другие устанавливала наша фирма «Вант».
— Почему, если все готово, здание вокзала полностью не работает?
— Дело в том, что железная дорога ищет фирму-оператора, которая взялась бы за управление этого здания. Как только конкурс будет проведен, все откроется.
— Со зданием все ясно — а почему застопорилось строительство навеса для автобусов?
— Там возникли большие сложности — мы обнаружили, что первоначальный проект, который нам выдал город, не обеспечивает необходимой безопасности. Это подтвердил ряд независимых экспертиз, но ответственный за проект нарвский департамент экономики и развития настаивает на его реализации. Но это отдельная тема для серьезного разговора.
А «Вант» как трудился, так и собирается дальше работать, тем более что в Нарве мы остались единственными из генподрядных строительных организаций по своей специализации. И в будущее мы смотрим оптимистично — будем стараться жить на благо города, нарвитян, наших работников, благодаря которым мы и живем.
Вопросы задавал Александр МЯСОЕДОВ
1.Основатель «Ванта» Юрий Барков — здание вокзала готово к работе!
2.Найти такие часы оказалось сложной задачей.
3.Нарвский вокзал приобрел приличный вид и даже двери у него теперь автоматические.
Фото: Александр Мясоедов