Рано утром в понедельник на трамвайной остановке в центре Таллинна появились плакаты с одинаковыми надписями на русском и эстонском языках: «Здесь только для русских» и «Здесь только для эстонцев». СМИ и народ в соцсетях оценили провокацию по достоинству, уделив этой теме много внимания. Тон в основном был осуждающий, если не сказать – ругательный. А ведь, по большому счету, этот тот самый случай, когда правда глаза колет, пишет главный редактор «МК-Эстонии» Андрей Титов.
Плакаты на остановке как бы указывали: тут должны ждать трамвая эстонцы, тут – русские, никак не вместе. Такая вот сегрегация.
Кто стоит за этой акцией – было непонятно. Кого-то она шокировала, кого-то возмутила, кого-то оскорбила. Даже в полицию жалоба поступила, но никакого состава преступления или проступка, с точки зрения закона, в этой кампании не усмотрели.
К вечеру появились подозрения, что это – часть предвыборного пиара новой партии «Эстония 200». С наступлением сумерек плакаты заклеили другими – рекламой спектакля «Со второго взгляда», который в 2016 году стал совместным проектом Русского театра и Linnateater. А к утру вторника на том же месте появились другие плакаты, теперь уже призывающие русских и эстонцев быть вместе: «Эстонцы и русские вместе в одной школе» и «Эстонцы и русские вместе на одной вечеринке».
Лидер «Эстонии 200» Кристина Каллас на специально созванной пресс-конференции подтвердила, что это была их акция, рекламирующая одну из предвыборных идей партии – создание единой образовательной системы. Причем изначально планировалось, что те, первые плакаты будут висеть два дня, но после болезненной реакции общественности решение поменяли.
Можно не соглашаться с идеей о единой школе, можно осуждать провокационнные рекламные приемы, можно вообще не любить приходящих в политику выскочек-новичков, которые, как принято сегодня говорить, хайпанули на болезненной теме, но…
«Беда в том, что в этих плакатах действительно отобразилась наша действительность, пусть даже уродливо исковерканная на карикатурный манер.
«Наши дети ходят в разные школы и детские сады, мы работаем в разных коллективах, живем в разных частях города, смотрим разные телеканалы, у нас разные герои, мы даже Новый год встречаем по разному времени. Если это не разобщенность, то что это», – говорит Кристина Каллас, и мне не с чем спорить, она во многом права.
Метод для привлечения внимания к проблеме был выбран спорный, но он сработал – внимание привлекли. Быстрее и эффективнее, чем кучей разных умных конференций, статей и выступлений.
Другой вопрос: как быть дальше и как решать проблемы? Повторюсь, с подходом «Эстонии 200» можно и нужно спорить. Потому что вопросов остается много. Но что-то делать надо. Давно пора.